Некоторые лекарственные растения шайенов
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Среди индейцев, так же как в некоторой степени и среди белых людей, лечение больно-го есть процесс двухсторонний - необходимо изгнать из тела злых духов и призвать добрых, и кроме этого телу нужно прописать хорошие лекарства. Шайены используют большое количест-во растений для лечения различных болезней, и несмотря на то, что иногда можно усомниться в их реальных знаниях медицинских свойств этих растений, длительный опыт, несомненно, нау-чил их, что некоторые из них действительно являются эффективными. Таким образом, одни растения используются, потому что они действуют прямо на те или иные органы больного, а другие в представлении индейцев обладают духовной силой и прописываются постольку, по-скольку могут наделить пациента своими собственными качествами. Легкий порошок, приго-товленный из высушенных цветов прерийного бессмертника, посыпанный на тело, считалось, может защитить воина от пуль и стрел врагов, делая его проворным и изворотливым во время сражения, точно так же, как этот порошок легок сам по себе и легко сдувается ветром. Приме-нительно к лошади этот порошок дает возможность ей скакать длительное время без устали, возможно, путем уменьшения ее веса.

Лечение при помощи лекарственных растений практикуется одинаково как мужчинами, так и женщинами. Почти у каждой женщины есть свои растения, используемые ею в лечебных целях и являющиеся только ее собственными, секреты которых знает лишь она одна. Их обычно носят в мешочке из бизоньей кожи, часто точно в таком, какой используют для хранения ставок в различных играх или для швейных принадлежностей. Как правило, к каждой маленькой связке личных лекарств привязывают определенный опознавательный знак, чтобы можно было легко распознать траву, не вскрывая мешочек и не осматривая его содержимое. К одной связке мог быть пришит голубой бисер, к другой - белый, к третьей - коготь медведя, к четвертой - кусо-чек бороды индейки, а иные могли быть перевязаны пучками различных цветов. Иногда эти предметы, прикреплявшиеся поначалу лишь с опознавательной целью, позднее сами приобрета-ли магические свойства. Скажем, в некоторых случаях, когда лекарство смешивалось с водой, перед употреблением необходимо было размешать смесь отождествляемым с ним предметом - когтем животного, бородой индейки или маленьким каменным наконечником стрелы, привя-занным к связке. Излюбленными же предметами для приготовления настоя лекарства являются коготь или клык медведя. Это, без сомнения, имеет отношение к очень распространенному по-верью в неуязвимость медведя и в его огромную целительную силу.

Раньше почти каждый мужчина носил с собой одну или несколько небольших связок с лекарствами привязанными к ожерелью, к поясу через плечо или к волосам. У некоторых муж-чин были лекарственные растения, секретами которых владели только они одни. В одном случае это было то, что мы сейчас называем наркотиками, а в другом - просто ma-i-yu' (таинственное, или священное). В старинных историях рассказывается, что люди изучали различные целебные растения, и то, как ими пользоваться, узнавали из видений. В других случаях мифологические герои брали людей с собой в прерию и там показывали им растения, которые, как они объясня-ли, нужно использовать для лечения конкретных болезней.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Моя старая "мать" - Женщина-Ветер из северных шайенов показала мне несколько эк-земпляров растений, используемых этими индейцами при лечении различного рода заболева-ний. Это собрание отнюдь не включает в себя все растительные лекарства, использовавшиеся шайенами, к тому же было трудно добыть даже такую маленькую коллекцию да еще и правиль-но идентифицировать эти растения. Разобраться в названиях классов мне очень любезно помог-ли мистер Фредерик В. Коуилл, ботаник Управления по сельскому хозяйству США, и доктор Х. Х. Расби из Фармацевтического колледжа Нью-Йорка. Доктор Расби достаточно объективно сделал критические замечания по поводу использования некоторых видов растений, и я вставил его замечания в текст. К списку растений, использовавшихся при целительстве, в конце добав-лены два красящих вещества. Hitu'ne hisse' eyo - Лекарство-из-Коры (Balsamorrhiza sagittata Nutt.) Использовалось от болей в желудке и от головных болей. При болях в желудке кипятили вместе листья, корни и стебли и полученный настой пили. При болях в голове держали лицо над паром кипящего чая, накрыв одеялом голову и сосуд с жидкостью. Немного чая растирали по больному месту. Другие лекари рекомендуют это растение при заболеваниях полости рта и гор-ла. В этом случае пациента заставляли жевать корень, а слюну, образовавшуюся при этом, за-держивать в горле. Жевание корня хорошо также помогает от зубной боли, хотя жевание этого корня и натирание им тела эффективно практически при любом заболевании. Настой, приготов-ленный из корня, хорош также как жаропонижающее. Небольшое количество корня, порезанно-го на мелкие кусочки, прокипяченного и настоянного на воде, дают женщине, когда у нее начи-наются предродовые схватки, чтобы роды были легкими.

Это лекарство, называвшееся еще Черным Лекарством - mohk' tahwisse'eyo, так оцени-вается доктором Расби: "Это растение не очень существенно в медицине, однако в настоящее время оно привлекает большое внимание как ветрогонное, противосудорожное и улучшающее обмен веществ. Интересно отметить, что все эти свойства очень точно подмечены шайеннами, использовавшими его". Корень этого растения называется Лекарством-из-Коры, а листья - Чер-ным Лекарством.

He'heyuts'tsihiss'ots - Рвотное Лекарство (Mentha canadensis L.) Для прекращения рвоты мелко размалывают листья и стебли этого растения, заваривают их в воде и пьют чай.

Одна из разновидностей этого растения является ментолосодержащим, и позднее она широко использовалась как противорвотное средство; отсюда, следовательно, большой интерес вызывает использование этого препарата индейцами.

Matu'minis'tohisse'heyo - Лекарство-от-Кровотечения-изНоса (Pterospora andromedea Nutt.) Использовалось для предотвращения кровотечения из носа, а также из легких. Необходи-мо было растолочь стебли и ягоды вместе, засыпать в кипящую воду и дать остынуть. После этого вдыхать немного настоя носом и небольшое количество полить на голову. Так применяли это лекарство от кровотечения из носа, а когда кровь шла из легких - пили его. Этот препарат используется как посредственное вяжущее средство, но особой ценности для торговли он не представляет.

Mohktah'wanosts - Черная Полынь (только в названии) (Ambrosia psilostachya DC.) При-меняли при спазмах внутренних органов и для остановки кровотечения. Тщательно измельчен-ные листья и стебли настаивали, при этом на полную чашку воды бросали щепотку порошка. Полученным настоем смазывали место кровотечения, и кровь останавливалась.

O'ivhisse'heyo - Лекарство-от-Язв (Chrysothamnus nauseosa (Pursh) Britton). (Известно как Биджеловия). Это растение использовали для лечения различного рода язв и болячек на те-ле. Листья и стебли кипятили вместе и потом настоем промывали пораженные участки кожи. Если это не приносило быстрого и эффективного результата, жидкостью сильно натирали боль-ные места. В случаях тяжелых заболеваний кожи немного чая нужно было принять вовнутрь. Таким же образом лекарство используется и для лечения оспы. Растение обладает лечебными свойствами, неизвестными науке.

To'waniyuhk'ts - Лекарство-от-Лихорадки ("охлаждающее лекарство")(Psoralea argophylla Purch.) Это лекарство применялось, когда нужно было понизить температуру тела больного. Листья и стебли, хорошо истолченные и залитые кипяченой водой, настаиваются, и полученный чай пьют. Для снятия высокой температуры листья и стебли толкли в порошок, смешивали с жиром и натирали мазью все тело.

Лекарственные свойства этого растения неизвестны науке, но оно является близким родственником видам, имеющим действенные и важные лечебные свойства, однако не очень широко используемым в медицине. Применение этого препарата как жаропонижающего (при лихорадке) представляет большой интерес и весьма соблазнительно.

Mahkha'nowas - Лекарство-Ядовитый-Сорняк (Astragalus nitidus Dougl.) Растение это использовали в случае отравления плющом или другим ядовитым растением. Листья и стебли очень тщательно толкли, и когда ядовитая оболочка превращалась в бесцветный порошок, им посыпали те участки тела, которые причиняли наибольшие страдания.

Применение этого растения также представляет определенный интерес, и если бы дей-ствительно могло быть найдено эффективное и надежное средство для лечения отравления плющом (и, возможно, это растение помогло бы здесь), это стало бы очень существенной стать-ей торговли лекарственными препаратами. Растение это близко связано со знаменитым астрага-лом (locoweed).

Hoh'aheanois'tut - Лекарство-от-Паралича (Lithospermum linearifolium Goldie.) Применя-ется при параличе, а также в случаях, когда пациент теряет рассудок после какого-либо заболе-вания. Для лечения паралича листья, корни и стебли хорошо толкутся, и небольшими порциями порошка натирается парализованное место. Это вызывает ощущение покалывания кожи. Гово-рят также, что его использовали иногда зеленым - лекарь заворачивал несколько листов в хлоп-чатобумажную ткань, затем размельчал их зубами и натирал полученной кашицей пораженные участки до тех пор, пока не появятся те же самые ощущения покалывания и жжения. Когда че-ловек потерял рассудок по причине болезни, настоем, приготовленным из листьев, корней и стеблей, натирали голову и лицо больного. Растение также использовалось как средство от сон-ливости, и даже в более конкретном случае - когда человека трудно бывает разбудить. В этом случае лекарь жует растение, а потом выплевывает в лицо пациенту и небольшую его часть рас-тирает в области сердца.

Ощущение покалывания возникает, очевидно, в основном из-за хорошего массажа, а также от большого количества волосиков на растении, которые являются причиной оттягиваю-щего эффекта. Позже об этой семье аптечных огуречников очень редко вспоминали, хотя мно-гие ее представители применялись как мочегонное средство.

No'aniyun - Дымные Листья (Arctostachylos uva-ursi Spreng.) Использовались от болей в спине и в особенности от растяжения мышц спины, когда боль ощущается временами. Стебли, листья и ягоды кипятили вместе и настаивали, а полученный настой пили. Мокрыми листьями нужно было еще и растереть больное место.

Это хорошо знакомая медвежья ягода, которая является официальным и широко из-вестным лекарственным средством. Она используется как мочегонное, когда почки работают плохо, и оказывает весьма действенный эффект в этом плане. Боли в спине в том виде, в кото-ром о них говорят индейцы, несомненно являются симптомами расстройства почек. Таким об-разом, мы имеем еще одно подтверждение замечательной проницательности этих людей отно-сительно оценки свойств лекарств.

Motsin'ist - Лекарство-от-Больного-Горла (не определено). Использовалось для лечения заболеваний горла; корень жевали, а слюну проглатывали.

Wohkom'isse'eyo - Белое Лекарство (не определено). Растение или сорняк высотой око-ло 2 футов. Корень обычно достигает 10-20 дюймов в длину и от четверти до полдюйма в диа-метре. В медицинских целях используют только корень, который мелко нарезают и кипятят, а чай пьют, когда болит желудок. Более крепкий настой делают для лечения воспалений, ставя примочки к больному месту. Имя растение получило по цвету корня. Оно не произрастает в той местности, которую сегодня занимают северные шайены, поэтому я не могу точно определить его.

Tatawisse'heyo - Голубое Лекарство (Lygodesmia juncea Pursh.) Еще называлось Matana'hisse'heyo - Молочное Лекарство. Настой, приготовленный из этого растения, пьют бе-ременные женщины, когда чувствуют, что молока в груди мало. Вместе с этим лекарством час-то используют следующее:

Motsi'hiyun (Actaea arguta). Кипятилось вместе с Голубым Лекарством. И то, и другое можно было использовать по отдельности, но лучше, если смешать их вместе. Последнее лекар-ство, говорят, племя получило в то время, когда Motsiyu, их культурный герой, принес шайен-нам стрелы.

Mowe'hemohk'shin - Лосиная Мята (Agastache anethiodora (Nutt.) Britt.) Применялось как чай, который приготавливали, заваривая листья растения, так что получался приятный на вкус напиток. Настой из листьев, если его остудить, является очень хорошим средством от болей в груди (когда легкие болят от длительного кашля), а также когда слабое сердце.

Wi'uhkhisse'heyo - Горькое Лекарство (Acorus calamus). Настой, приготовленный из ку-сочка корня, кипяченого в воде, пьют от болей в кишечнике, а корень жуют и тщательно нати-рают им тело при любой болезни. Кусочек корня привязывали к детскому амулету, к одежде или к одеялу, чтобы отогнать прочь духов ночи.

Это растение не растет в северной стране, но шайены получали его от сиу. В прежние времена они курили его вместе с корой красной ивы.

Sihya'inowehisse'heyo - Сильное Лекарство (Anaphalis margaritacea или subalpina). Если нужно было сделать подарок солнцу или духам и оставить его на холме, это "сильное лекарст-во" использовалось для окуривания и очищения его перед тем, как принести в жертву. Листья лекарства посыпались над раскаленными углями, так же как и "душистая" трава или "душистая" сосна использовались для окуривания других вещей. Каждый мужчина в одной из своих ма-леньких магических связок носил немного высушенных и стертых в порошок цветов этого рас-тения, и прежде чем отправиться в бой, он жевал его и натирал им руки, ноги и все тело, чтобы впитать в себя силу, энергию и порыв от растения и таким образом защититься от опасности. Мужчины еще и до сих пор посыпают немного порошка на каждое копыто своим лошадям, что-бы последние были выносливее, а также выдувают его между ушами животного, придавая ды-ханию лошади ровный, спокойный характер. Натирая лекарством тело, воин тем самым получал силу, чтобы достойно сражаться с врагом. Пятнистый Волк предупреждал своих сыновей, что после того, как они натрутся этим лекарством, они не должны допускать прикосновения жен-щин, так как это сведет всю магию на нет.

Высушенные цветы растения измельчались до легкой, едва видимой пыли, которая лег-ко сдувалась или уносилась прочь от малейшего дуновения ветра, и это качество, как полагают, может переходить к каждому, кто лечится им. Быстрота и легкость становятся характерными для воина, применившего магию этого растения перед сражением.

Mohk'sin - Мята (не определено). Эта мята использовалась для приготовления чая, ко-торый пил больной. В небольших количествах растение иногда добавляли к Лекарству-из-Коры, чтобы придать последнему приятный запах.

К перечню лекарственных препаратов я добавил еще два растительных красителя:

Ma'itukohe' - (Rumex venenosa Pursh.) Корни и сухие листья давали желтую и красную краску. Корни нарезали маленькими кусочками и кипятили. После того, как настой остывал, перья, иглы или волосы для покраски опускали в воду. Если требовалось получить глубокий цвет, предметы оставляли в закрытом сосуде с красителем на всю ночь; пропитка в течение бо-лее короткого времени дает цвет побледнее. Когда требуется получить красный цвет, в жид-кость желтого цвета добавляют золы, кипятят снова и дают остыть. Насыщенность цвета меня-ется от времени, на которое погружается в раствор предмет. Если нужно было получить черную краску, с побегов красной ивы снимали кору, сжигали ее, толкли и добавляли в красную или желтую краску, которую еще раз потом кипятили. Однако, шайены никогда не использовали эту смесь для нанесения краски на одежду, довольствуясь обычными красителями.

Hehyowo'ists - (Evernia vulpina Ash.)Желтая Краска, или Желтый Корень. Это растение кипятилось в воде, и различного рода вещи вымачивались в полученном растворе, приобретая желтовато-зеленую окраску.

Джордж Б. Гриннелл

American Anthropologist,
n.s., vol.7, 1905.pp.37-43.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
     

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

ГЛАВ. АЛЬМАНАХА