Обычаи шайенских женщин
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Изложенные здесь обычаи были описаны мне старыми шайеннами. Они были частью прошлой дикой жизни бизоньих дней и сейчас многие из них вышли из употребления. Однако я решил, что их описание будет лучше изложить в настоящем времени.

Когда у молодой девушки по достижении возраста половой зрелости начинается ее первая менструация, она, конечно, говорит об этом своей матери, которая, в свою очередь, информирует отца. Девушка расплетает волосы и купается. Затем старшие женщины раскрашивают все ее тело в красный цвет. После она покрывается плащем и садится у огня. Из огня вытаскивается уголь и кладется перед ней, а на него высыпают свит грасс, кедровые иглы и белую полынь. Покрывшись плащем, девушка наклоняется над дымом, чтобы тот окутал ее тело. Затем она в сопровождении бабушки покидает дом и идет в другое, маленькое жилище, стоящее поблизости, где она проводит четыре дня.

Такое важное событие, как это, конечно, не держат в секрете, и среди зажиточных людей отец публично объявляет о случившемся от дверей жилища и дарит лошадь.

Если в жилище ее отца нет щита, священной связки и таинства, девушка может остаться в нем, но если она остается, все, что имеет священный характер, даже перья, которые мужчина привязывает к голове, должны быть убраны из него.

В конце четырех дней ее бабушка, взяв из огня уголь и посыпав на него свит грасс, можжевеловые иглы и белую полынь, ставит девушку над дымом так, чтобы ее ноги расположились по обеим сторонам от угля - это является очищением. Молодые незамужние женщины поступают так всегда.

Во время этих четырех дней женщина не должна есть вареного мяса. Молодые люди не могут есть или пить из использованной ею посуды; тот, кто сделает это, будет ранен в следующем бою. Ей не позволяется прикасаться к щиту или любому другому военному снаряжению, также она не может касаться священной связки или священного предмета. Если перемещается лагерь, она не может ехать на жеребце, а должна ехать на кобыле. Находясь в таком положении, женщины старательно избегают входить в жилище, где находится священная сумка или связка. Предполагается, что это может быть причиной увеличения кровотечений. В течении четырех дней женщины мало ходят. Почти все время они проводят в жилище. Замужняя женщина в это время не спит дома, а уходит и ночует в одном из менструальных жилищ. Мужчины верят, что если в это время они будут лежать рядом со своими женами, то, вероятно, в следующем бою получат ранение.

Владелец щита должен предпринимать по отношению к женщинам с менструациями меры предосторожности. Ему запрещается входить в жилище, где она находится, пока не будет проведена церемония очищения. Если женщина необдуманно посетила жилище своего соседа, владелец щита не может входить туда, пока в жилище не будет сожжена свит грасс и можжевеловые иглы, а колышки не будут выдернуты и покрышка отброшена назад, как-будто жилище снимается. Затем покрышка может быть снова накинута и прибита колышками к земле. Жилище теперь очищено и владелец щита может войти.

После того, как девушка выходит замуж и входит в жилище мужа, в течении 10-15 дней она может использовать защитную веревку (пояс). Муж будет уважать эту веревку весь период, но обычно не дольше. Шайенны говорят, что этот обычай позволял поженившейся паре узнать друг друга, чтобы спать вместе. Мужчины рассказывали мне, что они лежали без сна всю ночь, разговаривая со своими молодыми женами.

Долго было в обычае, что женщина не должна иметь второго ребенка, пока первому не исполнится десять лет. По достижении этого возраста, мужчина обычно идет со своей женой и ребенком на какое-нибудь танцевальное или публичное собрание и там, подарив хорошую лошадь какому-либо другу или даже просто бедняку, публично объявлял, что теперь этот ребенок собирается заиметь маленького брата или сестру. Такое объявление считается великой честью для родителей. Люди говорят об этом и хвалят самоконтроль родителей.

Когда должен родиться ребенок, женщины - родственницы отца делают ему колыбель, или это может сделать какая-нибудь чужая женщина. Когда колыбель приносят к жилищу и дарят, отец может дать каждой из пришедших лошадь. Мать девушки, которая должна родить, просит определенных женщин помочь ей в родах. Они - или для этой цели может быть приглашен доктор-мужчина - время от времени дают девушке лекарство, чтобы ее роды были легкими. Это лекарство - корень Balsamorrhiza sagittata, называемый шайеннами hi-tuu-ne hiss'-e-we-yo, или коровое лекарство.

При родах они держат наготове чашу для омовения ребенка и нож для перерезания пуповины. В старые времена они использовали для этой цели кремниевый нож, и повивальные бабки долго хранили этот нож для такого особого использования.

Когда ребенок рождается, его моют. Из пуповины выжимается кровь, и пуповина тотчас обворачивается вокруг пальца и коротко обрезается. Ребенок заворачивается в ткань, а внутренние поверхности ног присыпаются порошком из степного гриба-дождевика, так что нежная кожа не стирается; пупок подсушивается также.

Затем ребенка кладут в колыбель. Сначала ему не позволяют сосать свою мать, и его кормят другие женщины, имеющие маленького ребенка. Таинственные женщины в течении четырех дней освобождают грудь матери от ранней секреции. В течении этого времени мать получает дозы молочного лекарства mott-si-hi-yun (Actaa arquta), которое стимулирует выделение молока. Через четыре дня после рождения ребенок может сосать свою мать.

В любое время, после того, как ребенок окрепнет, отец может вывести самую лучшую лошадь и отдать ее впридачу к другим подаркам (и, возможно, даже свой головной убор), может попросить проколоть уши своего ребенка - не по настоящему, а символически.

Дж.Б. Гриннелл

"American Antropologist, New Series.Organ of Antropological
and Ethnological Societies of America", New York, 1902

Перевод Щетько А.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
     

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

ГЛАВ. АЛЬМАНАХА