Как внушить ложное воспоминание

Опубликовано

Многие из вас, наверняка, любят время от времени устраивать веселые и безобидные розыгрыши. Главное, чтобы тот, кого разыграли, это оценил.

Уверен, у многих из вас найдутся какие-то свои излюбленные трюки. Одни, скажем, не прочь приклеить бумажный доллар к тротуару, другие – заполнить офисное помещение надувными шарами или же в студенческом общежитии перенести в подвал кровать соседа по комнате… вместе с крепко спящим на ней соседом.

Можно использовать и более распространенные у нас шутливые примочки, типа имитатора непристойных звуков или рвотных испражнений (выглядит правдоподобно). Не забудем и про “весёлую пищалку Адамса” (“Joy Buzzer”), которая крепится на ладони и при рукопожатии издает громкий вибрирующий звук. Но, честно говоря, всё это попахивает каким-то детством – полёт здесь явно невысокий. Пора переходить на качественно иной уровень. Итак, давайте отложим в сторону всякие приколы, типа зловонных бомбочек, и поговорим о научных трюках.
 

В своей книге под названием “Мир, полный демонов” Карл Саган утверждал, что человеку можно внушить ложные воспоминания; более того, в этом вообще нет ничего трудного, особенно если попадется человек доверчивый. Далее, Саган приводит разные случаи с людьми, которые находясь под влиянием внушения или гипноза, действительно начинали верить во всякие небылицы, например, в то, что над ними сильно издевались в детстве, или же их похищали инопланетяне. У таких людей граница между памятью и воображением размыта, а воображаемые события, проникая в их память, становятся почти реальными. Люди, легко поддающиеся внушению, способны очень подробно описывать свои ложные воспоминания, да еще так, как будто бы они на самом деле происходили!

Как писал Саган в своей книге, «память можно затуманить. Ложные воспоминания можно внушить даже тому, кто, по его словам, обладает критическим мышлением и не поддается никакому внушению».

Наблюдение Сагана позволяет нам сделать первый шаг. Для того, чтобы навязать ложные воспоминания, надо понять одну простую вещь: не каждый человек (даже несмотря на его честность, чувство юмора, отзывчивость и развитую эрудицию) обладает критическим мышлением, и не каждый способен противостоять внушению извне. Итак, нужно, во-первых, выбрать такого человека, который бы действительно не смог сопротивляться внушению. Правда, обратите внимание: лучше выбрать для этой роли вашего старого приятеля, с которым вы уже знакомы по крайне мере лет пять, не меньше; к тому же, у вас обоих должны быть сходные взгляды на жизнь. В результате, шансы на успех только увеличатся и ваш друг не сразу вас раскусит.

После того, как объект розыгрыша выбран, нужно сделать следующий и, наверное, самый важный шаг: придумать неправдоподобную историю. Она должна была бы произойти, по крайней мере, год назад и не должна вызвать у вашего приятеля никаких сильных эмоций и переживаний.

Исследования показали, что человеку можно легко навязать ложные воспоминания, если они касаются событий незначительных, однако, чем событие своеобразнее и ярче, тем это сделать труднее, если вообще возможно. Ученые из университета Западного Вашингтона провели три беседы с добровольцами и смогли каждому из них внушить ложное воспоминание о том, что якобы каждый из них, когда он присутствовал на какой-то свадьбе, нечаянно пролил стакан с пуншем, облив родителей невесты. Вот как психолог из Вашингтонского университета Элизабет Лофтус описала этот эксперимент в 1997 году в статье для журнала Scientific American: «Когда во время первой беседы одного из участников спросили об этом досадном инциденте на свадьбе, он ответил: “Не понимаю, о чём вы говорите. Никогда раньше об этом не слышал”. Однако во второй беседе он уже ответил по-другому: “Свадьба была на открытом воздухе. Мы все время суетились, поэтому, возможно, я мог кого-то случайно задеть и расплескать стакан с пуншем или ещё с чем-нибудь. Да, я допустил большую оплошность. А потом на меня накричали”».

Заметим, что чувства и эмоции способны окрашивать воспоминания в яркие тона. (Каждый человек, наверняка помнит, где он был и что делал, когда в его жизни происходили неприятные события). Поэтому тот, кого вы хотите разыграть, вряд ли вам поверит, если вы коснетесь эпизода, который сопровождался сильными эмоциями. В 1999 году исследователям из Университета Британской Колумбии удалось убедить 26% участников эксперимента, в том, что на них в детстве напала злая собака (за пределами лаборатории так шутить не советую).

Для внушения ложных воспоминаний лучше всего коснуться детства вашего приятеля – чем отдаленнее событие, тем эффективнее розыгрыш. А поскольку мы хотим всего лишь безобидно пошутить над приятелем, то я советую выдумать что-нибудь действительно смешное, обходя острые темы и стараясь не коснуться печальных страниц.

Задача усложнится, если мы захотим внушить ложные воспоминания, которые якобы произошли совсем недавно. Здесь можно придумать, например, такой случай: вы будто бы угостили вашего друга в баре, а он потом “забыл” отдать вам долг. И если он поверит, то, будьте уверены, долг вернет (… а вы ему тут же объявите о розыгрыше и возвратите деньги).

Итак, шутка придумана, объект для розыгрыша найден. Теперь переходим к третьему этапу – подготовке к розыгрышу. Чтобы шутка удалась, нужно сделать несколько вещей. Прежде всего, надо обставить выдуманную историю деталями – дайте как можно больше подробностей: расскажите, во что был ваш приятель одет, что было до и после того комичного эпизода, в какой атмосфере всё это происходило, упомяните о свидетелях и т.д.

Если вы умеете редактировать изображения на компьютере, то сделайте фотомонтаж. Так, в 2002 году двадцати участникам эксперимента показали умело смонтированные фотографии, якобы относящиеся к их детству. Каждому из участников эксперимента предложили посмотреть на фотографию, на которой он был изображен летящим на воздушном шаре, и попросили рассказать о том, какие чувства он в тот момент испытывал. В результате после трех бесед психологи смогли в той или иной мере внушить 50% опрошенных ложные воспоминания!

Неплохо бы подкрепить свой рассказ свидетельствами со стороны третьих лиц; и чем их больше, тем лучше. В 1990 годах исследователи из Williams College показали, насколько подобные свидетельства могут быть убедительными и эффективными. Так, во время одного из экспериментов, каждого из участников обвинили в том, что он якобы нажал на клавиатуре не на ту клавишу и сломал компьютер. Вот как Элизабет Лофтус описывает дальнейшее: «Ничего не подозревавшие участники эксперимента поначалу отрицали свою вину, но после того, как факт их ошибки подтвердила некая свидетельница, многие перестали сопротивляться и взяли вину на себя, убедив себя в истинности случившегося. Более того, они даже стали подробно описывать всё, что согласовалось с этим их убеждением».

Теперь начинайте переходить к действиям. Раз уж начали, действуйте настойчивее. Поначалу, может быть, вам и не удастся внушить своему приятелю ложные воспоминания; быть может, предстоит сделать несколько попыток на протяжении нескольких дней или даже недель. Не забудьте привести свидетельства очевидцев. Советуем использовать фразы вроде следующих:

“В самом деле? Вы не помните?”

“Серьезно? Вы же были там!”

 “Да, что-то с памятью твоей стало!”

Память не статична. Она непостоянна и переменчива; ею можно легко манипулировать. Память напоминает лоскутное одеяло – его можно порвать, разорвать в клочья или полностью перекроить.

«Наши воспоминания можно, пожалуй, сравнить с набором лоскутков, пришитых к подкладке наших собственных фантазий, – пишет Карл Саган. – Если пришить эти лоскутки достаточно ловко друг к другу, то любой из эпизодов всегда можно с легкостью извлечь из памяти».

И всё же внушить человеку ложное воспоминание, а тем более заставить его полностью в него поверить, совсем непросто. Даже в лабораторных условиях количество успешных результатов не достигло и 50%…

… но все-таки это сделать можно. Так что, сшивайте лоскутки.

Оригинал публикации: How to Instill False Memories


Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.