Этнография и антропология
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Освящение жилища

Когда построена новая палатка, хозяева освящали ее, чтобы их дом был хорошим и более теплым. Перед освящением типи они делали подарки нескольким старым и уважаемым мужчинам, людям знакомым с использованием "доброй магии" и просили их помолится за счастье, удачу и долгую жизнь владельцев, и чтобы новая палатка могла защитить их от ураганов и бед.

Шайены освящали свое жилище так. Хозяева приглашали в типи как можно больше людей, что показывало щедрость хозяев и гарантировало, что только добрые помыслы будут руководить ими в новом их доме, и они особенно гордились этим обстоятельством.

Гриннелл говорил, что для освящение нового типи выбиралась группа старых воинов, которые первыми направлялись к типи. Не доходя до него некоторое расстояние, они становились или садились большим полукругом. Их руководитель подходил ко входу в типи и ударял по южному шесту палочкой "ку", перечисляя свои подвиги. Руководителем выбирался воин, который убил врага в его типи. После этого он входил в новое типи, вслед за ним входили другие по старшинству. Владелец нового типи после устраивал пиршество для этих храбрых мужей. До этого только женщины, которые шили палатку могли войти в нее. И сейчас так некоторые делают.

Дональд Эйнадзоу в своих "Индейских записках" рассказывал об освящении типи у степных кри. После сооружения каркаса, перед натягиванием покрышки, приглашали человека по имени Горный Гром для освящения палатки. Он поднял правую руку вверх и глядя на восток произнес молитву: "Сегодня день, когда я построил свой дом. Я оставлю тебя на попечение четырех ветров. Сегодня день, когда ты увидишь себя в моей типи , где ты сможешь делать что хочешь, Мы не можем сказать тебе: делай это или то; мы - люди, Ты, наш создатель, научи нас – хорошо это или плохо; это твоя воля. Помоги нам думать о тебе каждый день, что мы проживем в этой палатке. Проведи нас в свой сон; пробуди нас утром с чистым разумом на весь день, и отведи от нас несчастье". После этого покрышка натягивалась и типи считалось готовым для жилья.

Когда молодая пара женилась "отцы" жениха (его отец и дяди) приводили лошадей к новому очагу, семья невесты дарила чете типи и утварь. В некоторых племенах новобрачные жили в лагере невесты, а ее мужу предлагалось в качестве контрибуции помощь по содержанию семьи. У сиу и сейчас существует такой обычай. У черноногих молодая пара живет рядом с семьей жениха.

У черноногих так же, когда первая палатка изнашивается, мать делает для дочери новую. Конечно, мать никогда не заходит в дом дочери, когда там находится зять.

Каждый год, когда мы ставим типи первый раз (в этом сезоне) я добываю огонь трением, используя зажигательные палочки и лук-дрель. До прихода белых с кремнем и кресалом племена добывали огонь вращая длинный деревянный стержень, для чего требовалось много силы в руках и практики, Немного проще использовать лук для верчения сверла. С небольшой практикой любой может добыть огонь этим способом за полминуты. Мы не вдаемся в подробности, т.к. такую информацию можно найти в любом учебнике для бойскаутов, или в ряде книг по ориентированию в лесу. Большинство индейцев, добывая огонь новый или священный огонь раз в году, когда старые очаги погашены, и место для нового очага вычищено. Часто это бывает тщательно разработанной церемонией, частью ритуала, продолжающейся несколько дней, и как часть старой традиции мы добываем первый огонь для нового лагерного сезона старым способом. Хотя сейчас мало кто из индейцев умеет это делать. С приходом белых людей огонь стали добывать при помощи кресала и кремня.

Прежде специальный лагерный солдат, хранитель огня, был ответственный за несение огня на марше. Хранитель огня у прерийных индейцев использовал специально приготовленный рог бизона, в котором он нес тлеющий уголь, находящийся в труте. Рог имел маленькую дырочку на вершине, так что бы огонь мог "дышать". Хранитель огня нес его на своем поясе, или в своем плаще через плечо, способом, что и пороховой рог.

По прибытию на новое место стоянки хранитель огня зажигал огонь и женщины со всех сторон лагеря, приходили взять его, чтобы затем разжечь свои очаги в типи. Огонь горел пока не снимались для перехода на новое место. Ночью ему позволяли потухнуть, и его покрывало холодной золой. По утру золу отбрасывали в сторону и тлеющие угли использовали для розжига огня.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
     

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

ГЛАВ. АЛЬМАНАХА