Современность
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

"Грайндстоунские певцы и танцоры" в Санкт-Петербурге

В рамках 34-го традиционного международного фестиваля "Музыкальная весна в Санкт-Петербурге" с 23 по 27 мая состоялось несколько выступлений танцевальной группы "Грайндстоунские певцы и танцоры" из резервации Грайндстоун (северная Калифорния). Прежде, чем рассказать об этих событиях, мне хотелось бы вкратце ознакомить читателей с историей калифорнийских индейцев.

До прихода европейцев территорию Калифорнии издревле населяли племена мивок, майду, яна, модок, шаста, юрок, винтун, чумаш, вашо, помо, мохаве, моно, йокутс и др. индейские народы, принадлежавшие к языковым семьям хока, пенути, шошонской, алгонкинской, атапаскской и юки. Эти семьи, в свою очередь, распадались на десятки языков и сотни более мелких диалектов, большинство из которых к настоящему времени утеряно. По данным исследователей, в 1770 г. численность индейцев Калифорнии составляла около 50 тыс. человек. Невозможно дать одно общее для всех племен описание их культур, сложившихся под влиянием ареалов проживания и различных климатических условий. Но все они занимались собирательством, охотой, рыболовством. Для большинства племен этого региона добыча пищи не была проблемой, поскольку ее было много в любое время года. Пищей служили желуди различных разновидностей дубов, коренья и клубни луковичных растений, орехи пинон, бобы мескит, семена деревьев и кустарников, рыба (лосось, форель, усач, осетр и др.), мелкая и крупная дичь, моллюски, крабы, морские животные и водоросли, птицы, насекомые. Население Калифорнии не знало голода, мы не найдем упоминаний о нем в их легендах. Жилищами им служили земляные и дощатые дома, шалаши из ветвей, крытые корой и травой. Круглый год индейцы ходили голыми или почти голыми. Повсеместно было развито искусство плетения корзин, а в некоторых регионах - гончарное производство. Некоторые племена изготовляли каноэ из тростника и лодки-долбленки. Общественный строй этих народов находился на различных стадиях развития родоплеменных отношений. Райская жизнь индейцев Калифорнии была нарушена "веком позора" американской цивилизации.

Резервация Грайндстоун, площадью примерно 88 акров, находится в 150 милях к северу от Сан-Франциско, на западном гребне долины Сакраменто. Здесь проживают менее 200 индейцев, называемых грайндстоунской общиной, которая происходит из племен номлаки (центральные винтун), патвин (южные винтун), помо и других. Эта резервация - сельская община, к тому же достаточно изолированная. Благодаря этому там удалось сохранить многие музыкальные и фольклорные традиции на протяжении XX века.

52-летний Кертис Берроуз - руководитель группы и потомственный хранитель музыки, песен и танцев своей общины, получивший эти знания от своих родителей Уолласа и Эдит Берроузов. Уоллас Берроуз был одним из последних носителей языка номлаки и лучшим певцом своего народа. Он умер в 1988 году в возрасте 101 года. Эдит Берроуз, по происхождению из племени патвин, была живой связующей нитью между старыми и новыми путями жизни. Вместе они помогали тем, кто хотел изучить и сохранить племенные традиции, и являлись духовными лидерами для нескольких поколений. Сегодня их дети, внуки и правнуки продолжают племенные традиции.

В составе делегации находились также трое белых: этномузыковед Дэвид Рош и двое ученых-этнологов Брайан Бибби и Крэйг Бейтс, более 20 лет своей жизни посвятившие изучению культур индейцев Калифорнии. Крэйг был женат на индеанке из племени мивок, сами индейцы считают его почти за своего соплеменника. А Брайан к тому же владеет языком мивок и прекрасно исполнял песни во время танцев. Оба они - авторы десятков статей и нескольких книг по различным материальным и фольклорным аспектам индейцев Калифорнии.

Джесс Билл юный танцор
Джесс Билл (слева) и самый юный танцор (справа) из этой группы, которому исполнилось только 14 лет. На заднем плане- певцы: Брайан Бибби и руководитель группы Кертис Берроуз.

Дэвид Рош так оценил песенные и танцевальные традиции Грайндстоуна: "Эти песни представляют собой один из самых древних сохранившихся традиционных фольклорных пластов и, во всяком случае, источник "доконтактного" музыкального материала Калифорнии". И эти традиции необычайно прочны. Находящийся в их резервации церемониальный земляной дом является самым старым действующим строением такого типа в Калифорнии и используется постоянно с момента его постройки в 1892 году.

Первое выступление состоялось в Доме дружбы 23 мая. Народу собралось много - более 400 человек. Причем не только индеанистов, которые были извещены заблаговременно. Большой контингент среди присутствовавших зрителей составляли люди преклонного возраста - по-видимому они были из числа постоянных зрительниц и зрителей фестивальных мероприятий. А для индеанистов это был еще один повод собраться вместе в таком количестве и хорошо пообщаться.

Выступление Грайндстоунских
            певцов и танцоров в Доме дружбы. Санкт-Петербург, 23 мая 1998 г.
Выступление Грайндстоунских певцов и танцоров в Доме дружбы. Санкт-Петербург, 23 мая 1998 г.

Приветственное слово произнес председатель секции музыкального фольклора Союза композиторов Санкт-Петербурга Михаил Лобанов: "Дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех вас в этом зале. Те, кто давно следит за концертами нашего ежегодного фестиваля наверное помнят, что этнографические выступления были хорошей и давней, но, к сожалению, прервавшейся традицией. Сегодняшний концерт стал возможен благодаря участию прибывшего к нам коллектива "Грайндстоунские певцы и танцоры" при поддержке американских фондов "International Arts", "Trust for Mutual Understanding", а также Американского центра и Консульства США в Санкт-Петербурге. У нас есть прекрасная возможность ознакомиться с подлинным танцевальным искусством одного из коренных народов штата Калифорния…"

Брайан Бибби был единственным из прибывших с индейцами белых американцев, который непосредственно участвовал в танцах в качестве певца. Он также вел всю дальнейшую программу концерта. "Для нашей группы это первое путешествие за пределы страны. 158 лет назад господин Вознесенский прибыл к нам, а теперь мы приехали сюда. Сначала я хотел бы показать вам карту, чтобы вы имели представление, откуда происходят эти люди, которые будут сегодня выступать, имели представление об их корнях, их культуре. На этой карте вы видите расселение коренных народов Калифорнии. Вот здесь живут номлаки, здесь расположена их резервация (показывает). Эта местность находится примерно в 75 милях от Тихого океана. В резервации живут около 200 человек. Это жаркая страна, там никогда не бывает снега. А вот так выглядела эта страна (показывает слайды с картин), когда полтора столетия назад ее посетил Вознесенский… Так выглядит внутренний вид дома, где проходят важные собрания и обряды (показывает слайды). На этой картине вы видите дом, которому уже более ста лет, а на этой - современные дома в резервации… До того, как на эту землю пришли американцы, одним из основным источником питания индейцев Калифорнии были желуди. Их запасали в большом количестве, затем мололи в муку, из которой приготовляли различные блюда. Эти племена применяли в быту различные типы корзин. Вот так (показывает слайды) выглядели эти индейцы в начале прошлого столетия. Женщины наносили на свои тела татуировку. Индейцы прокалывали уши и вставляли в них серьги. Все, что вы видите на этих картинах (показывает), это типичная одежда калифорнийских индейцев того времени…Вот снимок церемониального дома, сделанный в 90-х годах прошлого века (показывает слайд). А это - головной убор индейцев мивок, который находится в Кунсткамере (на слайде). На этой фотографии вы видите такие же головные уборы на танцорах (показывает слайд)…К настоящему времени сохранилось много видов танцев калифорнийских индейцев. Сегодня мы покажем вам только два. Один из них - священный танец, который трудно где-нибудь увидеть. На прошлой неделе наши танцоры исполняли его во время церемонии, которая длилась три дня…На этой фотографии (показывает слайд) вы видите на танцорах пояса с орлиными перьями. На голове - перья сороки и утки. На этом снимке (показывает слайд) вы видите заключительную часть танца в резервации Грайндстоун… Другой танец - танец с мячами. Это не церемониальный, а общественный, развлекательный танец. Мы надеемся, что кто-нибудь из вас захочет принять в нем участие. Помимо мячей, в танце используются свистки. В этом танце участвуют как мужчины, так и женщины. На следующем снимке - Уоллас Берроуз. Этот человек был духовным руководителем и учителем Грайндстоунских танцоров. Он знал несколько сотен традиционных песен. Сегодня здесь, с нами, находятся его трое детей, трое внуков и двое правнуков".

В репертуаре группы были представлены танцевальные жанры тото и шейкхед. Они связаны с окончанием зимы, приходом долгих теплых дней и пробуждением живой природы, прорастанием новой травы на холмах и ожиданием появления свежего клевера, корней, клубней, семян и другой зелени, пригодной для употребления в пищу.

Танцы тряски головы (шейкхед) являются светскими (или шуточными) танцами и могут исполняться в любое время года и в любом месте. Тото - наполовину светские, наполовину обрядовые танцы, проводимые в прежние времена во время зимнего солнцестояния. Обычно эти танцы начинаются вечером и длятся целую ночь. И так до четырех дней. Они прерываются только около полуночи, когда в танцевальный дом приносится пища.

Разнообразны песни, исполняемые во время танцев. Они сопровождаются особыми движениями танцоров и необычным для нас голосовым аккомпанементом певцов. Каждая из них звучит примерно одну минуту и повторяется 4 раза. Танцевальные атрибуты изготовлены из перьев различных птиц, они имеют большую ценность и значение.

Только эти танцы можно исполнять вне культовых строений и церемоний. Другие же исполнению вне резервации не подлежат, поскольку сохраняют более глубокий сакральный смысл.

Брайан Бибби: "Сейчас вы увидите танец тряски головы. Он проводится в церемониальном доме. Традиционно певцы встают у центрального столба и сначала исполняют "сидячие" песни, которые звучат четыре раза. Тем временем танцоры облачаются в свои костюмы. Это первый, подготовительный этап. Затем исполняются четыре "выходные" песни; когда звучит последняя, выходят танцоры. После этого исполняется много других песен. Под некоторые из них танцоры делают подпрыгивающие движения, другие песни сопровождаются звучанием свистков. Песня "закрытия" завершает последний танец церемонии. В этой песне поется о том, что танцевальные костюмы будут уложены спать до тех пор, пока они снова не понадобятся. Обычно все этапы танца повторяются четыре раза, но мы из-за ограниченного времени будем показывать вам всего по два, чтобы вы смогли увидеть и услышать как можно больше".

Более получаса индейцы исполняли упомянутые танцы. Для многих из нас представление казалось настолько необычным, что порой даже не верилось в реальность происходящего.

Брайан Бибби: "Позвольте мне представить участников (перечисляет по именам все семейство Берроузов)… Все они родились недалеко от того самого места, где находится Форт Росс, который в конце XVIII века основала Российско-Американская компания. Возможно, некоторые из предков этих индейцев изготовили вещи, которые теперь находятся в Кунсткамере.

После перерыва мы исполним танец с мячами, в котором смогут принять участие все желающие".

Некоторым зрителям танцы почему-то показались скучными, и после объявленного на 15 минут перерыва выяснилось, что зал наполовину опустел. Однако самые терпеливые были вознаграждены еще одним интересным представлением - танцами с мячом. А некоторым индеанистам даже посчастливилось участвовать в этих танцах вместе с индейцами. Танцы выглядели достаточно живо, наверное потому, что танцевали все вместе. Торжественность и напряженность, царившие перед этим в зале, бесследно исчезли. Сначала индеец-ведущий вынимал из сумки мячи и бросал их крайнему танцору, который передавал их рядом стоящему и так далее по кругу, пока у каждого танцора не оказалось по мячу. Затем все танцевали гуськом по кругу, дважды разделяясь на две шеренги лицом друг к другу и перебрасываясь мячами. После этого все по очереди и попарно танцевали, стараясь перетанцевать друг друга. И когда такое случалось, мужчина отдавал женщине свой свисток и мяч, а сам брал в руки платок, с каким обычно танцуют женщины. Всем было очень интересно и весело.

В завершение Брайан Бибби сказал: "Я хотел бы выразить слова глубокой благодарности людям, которые предоставили нам возможность посетить Россию. Это большая честь для нас. Мы счастливы оттого, что увидели много хороших людей. Большое спасибо!"

На следующий день, 24 мая, состоялось выступление Грайндстоунских танцоров на территории Петропавловской крепости. Программа была той же, что и в первый раз, за исключением танцев с мячами. Но на этот раз индейцам выделили место на лужайке, окаймленной по кругу стриженым кустарником, за который зрителей не допускали. В перерывах между танцами Брайан Бибби рассказал еще некоторые любопытные подробности о праздничных костюмах танцоров. "Налобные полоски головных уборов сделаны из стержней птичьих перьев, скрепленных между собой особым способом плетения. Их цвета естественные. Тыльная часть головного убора сделана из перьев сороки. Индейцы называют эту птицу той-ти. С боков в головной убор вставлены белые гусиные перья. Они насажены на тонкую проволочку, чтобы достичь дрожания во время танца. Сзади на поясах танцоров вы видите орлиные перья. Головной убор мужчин всегда дополняет небольшая сеточка.

Грайндстоунские певцы и
            танцоры в Петропавловской крепости. 24 мая 1998 г.
Грайндстоунские певцы и танцоры в Петропавловской крепости. 24 мая 1998 г.

Женский головной убор состоит из тростникового обруча, обтянутого мехом. В обруч вставлены булавки из стержней перьев, с подвесками в форме наконечников, сделанными из морских раковин с голубым перламутровым отливом. Все имеет свой естественный цвет. Раньше эти индейцы приобретали такие раковины у прибрежных племен Калифорнии.

У меня на груди вы видите еще одно украшение - ожерелье из нанизанных на нить маленьких дисков, выточенных из таких же раковин. Эти ожерелья представляли большую ценность. Они служили меновой единицей в торговле, а также украшали одеяние знатных людей.

Ритм танца отбивается специальными "песенными палочками", которые сделаны из ствола дерева небольшой толщины и расщеплены с одного края для получения особого звука. Танцоры используют свистки, издающие звуки двух тональностей. Они сделаны из особого вида осоки.

Мы хотели бы поблагодарить американское Консульство в Санкт-Петербурге за то, что мы смогли вывезти перья из США. Дело в том, что в Америке существует закон, согласно которому запрещается ввозить в страну и вывозить из нее части животных и птиц. И сделать это действительно было очень трудно".

После представления танцоры отправились переодеваться, а мы с друзьями тем временем подошли к Крэйгу Бейтсу и засыпали его вопросами. Он оказался очень приветливым человеком и рассказал много интересного. Оказалось, что индейцы, которые сегодня выступали, живут в резервации недалеко от Форта Росс в современных домах. Одна из женщин - сотрудница племенного совета по вопросам здравоохранения. Самый толстый индеец (а он действительно был немаленьким) работает водителем автобуса. Еще один из них - сторож. Но большинство из жителей этой резервации - безработные; они занимаются приусадебным хозяйством (у всех имеются огороды) или мелким бизнесом. На самом деле для жителей сельской общины дел всегда хватает.

26 мая состоялось официальное закрытие фестиваля - открытие летнего концертного зала во внутреннем дворике Дома композиторов. На этот раз индейцы выступили с другой программой: на летней сцене была разыграна одна из традиционных игр калифорнийских индейцев - ручная игра в кости.

Несколько разновидностей ручной игры было найдено практически у каждого племени штата Калифорния. Мифы свидетельствуют о древнем происхождении этой игры и о том, что она является частью церемоний. Во время игры исполняются "песни удачи", некоторые - древние, некоторые - новые. Песни эти обретаются в священных местах и приходят к тем, кто строго соблюдает определенные посты.

Брайан Бибби: " Сегодня мы покажем вам ручную азартную игру. Обычно такая игра длится в течение всей ночи, мы же исполним лишь небольшую часть. В игре участвуют две команды. Они используют два набора небольших костей с различной раскраской. Обычно это черная полоска, окаймляющая кость посредине. Команды распределяют между собой равное количество меченых и немеченых костей. Игроки одной из команд передают друг другу кости, а их противники должны угадывать до тех пор, пока кости с черными отметинами не совпадут. На кон ставятся деньги или вещи. Игра продолжается до тех пор, пока все деньги не перейдут к одной из сторон".

Игроки образовали кружок на сцене и запели. Они прятали кости в сжатых под мышками рук ладонях. Ищущая команда поочередно угадывала кости, прячущая команда сопровождала игру пением. Зрители (а их было около 200 человек) веселились каждый на свой лад, подбадривая участников репликами (которых те, естественно, не понимали). И было весело, и все смеялись...

На следующий день вечером состоялся так называемый "этнографический" вечер в небольшом зале в Доме композиторов. Индейцев усадили на стулья перед зрителями, словно музейные экспонаты, и засыпали в большинстве своем бестолковыми и нелепыми вопросами. Зрители все пытались вторгнуться в сферу личных взаимоотношений и церемониальную жизнь, но индейцы дали понять, что они не могут и не хотят об этом много говорить. Все то, что мы видели во время выступлений - это максимум, что индейцы могли показать из всей своей ритуальной жизни. Было скучно и неловко. Индейцы "отбивались", как могли (пока не было ученых, которые в это время задержались в Кунсткамере, работая с калифорнийской коллекцией). Чувствовалось, что им не очень нравилось, когда посторонние просто так, из праздного интереса, копались в их духовности и внутриобщинных раскладах.

В ответ на вопросы индейцы рассказали, что Грайндстоунская община образовалась из представителей нескольких племен. Население резервации как правило смешанного индейского происхождения, и сейчас уже ни о ком нельзя с уверенностью сказать, что он представитель номлаки или другого племени. Из присутствовавших в зале лишь один по происхождению чистокровный помо. В какой-то степени они все связаны друг с другом узами родства. Их родственники живут также в других соседних резервациях. К сожалению, разговорный язык их племени уже утерян, все они общаются друг с другом на английском языке. Но с раннего детства они участвуют в традиционных обрядах и запоминают слова песен, они просто запоминают их наизусть. Через 30 дней после появления ребенка на свет отмечается его рождение. Когда девочка подрастает и становится женщиной, это событие тоже отмечается. И вообще у них всегда находится достаточно поводов для праздников. Их дети перенимают старые традиции и духовный мир своих предков не из книг, а путем живого общения. В долгие зимние дни индейцы часто собираются вместе, и тогда они тоже передают детям свои знания. Индейцы с раннего возраста учат своих детей с уважением относиться к старшему поколению. И благодаря всему этому их традиции продолжаются.

Ситуация несколько оживилась, когда ведущий М. Лобанов предложил выступить пришедшим на эту встречу девушкам из Института народов севера. Они исполнили традиционные и семейные песни своих родителей - чукчей, эвенов и др. народностей Дальнего Востока. Это выступление постепенно переросло в оживленную беседу мелкими группками. Женщины-индеанки живо интересовались традициями, связанными с детьми у наших народов Сибири и Дальнего Востока. Неожиданно обнаружилось, что индейцев интересовало не официальное общение, а простая дружеская беседа. Одна из индеанок сказала, что "свои песни и танцы, свою духовность и традиции мы носим в сердце. Все мы люди, и намного проще общаться вот так, с людьми, а не с залом, общаться, глядя друг другу в глаза". Хотя их танцы не предназначены для показа на сцене, индейцы согласились на это только ради возможности участвовать в фестивале. Иногда они выступают в учебных заведениях Калифорнии с такой же неполной программой. Кроме того, это их дополнительный заработок.

Беседа продолжалась еще четверть часа, после чего всем предложили разойтись, поскольку зал закрывался. К сожалению, вся программа пребывания индейцев в Петербурге была ограничена организаторами до рамок официальных мероприятий, а на "общение с народом" времени практически не оставалось. Об этом с сожалением писали мне впоследствии Дэвид Рош и Крэйг Бейтс.

Брайан Бибби: "Когда я ехал в Россию, я не ожидал увидеть переполненный зрителями зал. И меня точно так же переполняет дружеское чувство благодарности, после того как я увидел в Кунсткамере коллекцию вещей калифорнийских индейцев. Прошло так много времени, но все предметы хорошо сохранились. И это достойно уважения.

Даже краткое ознакомление с историей Калифорнии расскажет о почти беспрецедентном разорении народов и культур этого штата, происходившем в XVIII и XIX веках. И нас действительно воодушевляет и изумляет то, что эти традиции могут быть представлены здесь и сейчас, и наполняют ваше зрение и слух картинами и звуками той земли. Вам представилась возможность приобщиться к культурным традициям, которые развивались в течение тысяч и тысяч лет на калифорнийской земле. Ежегодно собираясь на фестивале в Калифорнии, мы оказываемся среди аромата изумительного букета культур, среди живых традиций, которые продолжают существовать в коренных общинах всего штата.

Мы выражаем свою благодарность людям, которые приехали сюда, чтобы поделиться с вами своим наследием.

Дэвид Рош: "Эта магическая музыка восхитила меня много лет назад, когда я впервые столкнулся с ней на празднике на земле племени помо. Их песни преодолевали языковый барьер и достигали моего внутреннего мира, передавая глубокий смысл своим звучанием.

С 1989 года на берегу озера Меррит, в нескольких милях от Окленда, мы ежегодно проводим фестиваль культур коренных народов Калифорнии, в котором участвуют представители практически всех индейских общин штата. Этот фестиваль по праву называют самым крупным собранием калифорнийских индейцев. И мы гордимся этим. Праздничная программа приглашает сторонних людей войти в одно пространство с посвященными, чтобы получить ощущение своей сути. Интонация голоса, с которой поют старики, нетронутая засильем западных диатонических гамм, сильной модуляцией клавишных инструментов и музыкальной видеопродукции, очаровывает своим звучанием. Умение традиционных мастеров плести водонепроницаемые корзины кажется таким совершенным, что по сравнению с ним понятие так называемого "прогресса" цивилизации видится сомнительным. Мы занимаемся здесь не новой модой или поиском новых звуков для городского хит-парада, а скорее выживанием культурной экологии, созвучной смене времен года. Мы ищем себя в общении с опытом тех, кто дольше и лучше знает нашу землю.

И это не возрождение, это живое доказательство тому, что Иши - не последний калифорнийский индеец. Старики продолжают обучать, а молодое поколение - слушать и учиться. Круг, пусть вытянувшийся и ослабший переселениями, насильственным обучением в закрытых школах, запрещением религиозной свободы и другими проявлениями политики этноцида, существующими и теперь, остается неразрывным, а песни все еще звучат. У нас есть возможность ощутить самую суть этого уникального культурного наследия.

И это урок для всех нас. Это - начало. Мы надеемся, что ваши чувства, переполненные иными культурными традициями, могут послужить толчком нового мироощущения, которое пустит глубокие корни и, однажды, перерастет в благотворное взаимопонимание".

О. Н. Ясененко

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
     

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

ГЛАВ. АЛЬМАНАХА