Этнография и антропология
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Использование бизоньего волоса
индейцами Северной Америки

Введение

Сейчас нелегко представить, что сравнительно недавно огромные стада бизонов кочевали по большей части страны к востоку от Скалистых гор, пересекая пространства от Миссисипи до восточного склона Голубого хребта и от покрытых сосновыми лесами земель Джорджии, Алабамы и Миссисипи до Великих Озер на севере. По всей этой территории на бизонов охотились туземные племена, которые использовали для различных целей все части тела этих животных. Волосы, или шерсть бизонов, похоже, достаточно широко применялись всеми племенами, особенно проживавшими к востоку от Миссисипи. Их заготавливали в больших количествах, чтобы позднее прясть или свивать в нити, из которых плели сумки, пояса и другие необходимые вещи. Хотя большинство восточных племен использовало их для таких целей, в Америке невозможно найти ни одного предмета из бизоньих волос, сделанных к востоку от Миссисипи, и лишь немногие вещи находятся в Европе.

Приблизительно 3 года назад автор описал две сумки, сплетенные из свитых нитей бизоньих волос 1. Одна находится в музее Питт-Ривер в Оксфорде, другая хранится в Британском музее в Лондоне. Не вызывает сомнений, что обе они были сделаны к востоку от Миссисипи одним из алгонкинских племен Огайо. Описание этих крайне редких образцов включено в данную статью.

Как будет видно из последующих страниц, упоминания об использовании волос или шерсти бизона туземными племенами Сев. Америки встречаются практически по всей области распространения этого животного в эпоху колонизации.

Долина Миссисипи
и район к востоку от нее до атлантического побережья

Неизвестно, насколько далеко к северу по долине Миссисипи было распространено использование волос, или шерсти бизона, но, в любом случае, они повсеместно применялись в этой области. Однако очевидно, что достаточно широко они использовались далее к югу - от иллинойсов до натчезов. Самые ранние сведения на эту тему мы находим в воспоминаниях Маркетта 2. Когда он добрался до деревень иллинойсов, вскоре после открытия верхней Миссисипи, 17 июня 1673 года он записал в своем дневнике: "Везде нам дарили пояса, одежду и другие вещи, сделанные из волос медведей и скота [бизона] и окрашенные в красный, желтый и серый цвета. Это самое ценное, что у них есть." И позднее, описывая определенные обычаи того же племени, он сделал интересное замечание: "Когда иллинойсы уходят на войну, вся деревня уведомляется об этом громким криком у дверей жилищ ночью и утром накануне ухода. Капитаны, в отличии от остальных, носят красные шарфы, сделанные с отменным мастерством из волос медведей и дикого скота [бизонов]" 3.

Гиннепин тоже упоминает иллинойсов или иное соседнее племя, сообщая: "Туземные женщины прядут шерсть диких быков и делают мешки для копченого или высушенного на солнце мяса"4.

В письме, написанном отцом-иезуитом Габриэлом Марестом отцу Гермону о каскаскиас (каскаскиа), подразделении иллинойсов, датированном 9 ноября 1712 г., встречается упоминание о шерсти бизона: "Кроме этого [изготовления тростниковых циновок], они используют в работе волосы быка и делают из них леггины, пояса и сумки. Здешние быки сильно отличаются от европейских. Кроме того, что у них имеется огромный горб на спине в области плеч, они целиком покрыты очень хорошей шерстью, которая у них занимает место той, которую наши дикари получали бы от барана, если бы таковой водился в их стране"5.

Эти упоминания об изготовлении сумок иллинойсами или соседними им племенами привлекают особый интерес. Как уже отмечалось, единственные известные образцы работы с бизоньим волосом, или шерстью, которые , без сомнений, были сделаны к востоку от Миссисипи - две сумки, находящиеся в английских музеях. По форме они сильно напоминают сумки, которые до сих пор изготовляются у оджибва и виннебаго в долине верхней Миссисипи и окрестностях озера Верхнего. Но эти современные образцы сделаны из бечевки и шерсти, полученных от белых.

Наиболее интересный из этих двух образцов находится в музее Питт-Ривер в Оксфорде. По форме он типично алгонкинский, но к сожалению ничего не известно о его происхождении и приобретении. Размеры сумки таковы: длина - ок. 19,3/4 дюйма; высота (без бахромы) - ок. 8, 3/4 дюйма. Этот образец является примером не ткачества, а плетения: свитые нити тянутся по диагонали к поверхности, что исключает возможность размещения утка у основания. При изготовлении сначала были сделаны две полосы, каждая около дюйма шириной и 8, 3/4 дюйма в длину, которые служили торцами, после чего к ним прикреплялись боковины. Бахрома состоит из нескольких сплетенных нитей, тянущихся от нижних краев двух кусков-сторон. Боковины сделаны из волос естественного коричневого цвета, а торцы - более темные, возможно подкрашенные. Бисер, использованный для украшения торцов и боковин, почти правилен по форме и сделан из непрозрачного белого стекла. Это один из старейших видов торгового бисера, завезенного в Америку.

В процессе украшения сумки бисер не прикреплялся к поверхности, как это, в основном, принято сейчас, а был просто нанизан на нить. Адэйр, упомянувший этот способ, к сожалению не указал племени или племен, у которых он практиковался, хотя его описания касаются, в основном, областей к востоку от Миссисипи и к югу от Огайо. Согласно этому автору: "Зимой женщины достают бизоний волос - на вид грубую, коричневую, волнистую шерсть, тщательно прочесывают ее и прядут, а затем украшают маленькими бусами различных цветов. Выполненные ими орнаменты обычно однообразны, хотя иногда и отличаются на противоположных сторонах сумки"6.

Спустя девять лет после того, как отец Марест написал о каскаскиа, Шарлевуа посетил их деревню. В письме, которое он там написал, датированном 30 октября 1721 г., Шарлевуа упоминает, что женщины каскаскиа занимались прядением шерсти бизона. В частности, он пишет: "Женщины очень искусны и трудолюбивы. Они прядут шерсть бизона, которая выглядит такой же прекрасной, как шерсть английских овец. Из нее они делают ткани, которые окрашивают в черный, желтый и темно-красный цвета"7.

Сумка, в чем-то напоминающая образец из музея Питт-Ривер, находится в коллекции Чристье в Британском музее. Она сплетена из бизоньих волос, скрученных в нити и украшена таким же белым непрозрачным стеклянным бисером. Однако боковины у сумки выкрашены в темно-красный цвет. Сейчас от краски мало что осталось, но вполне достаточно, чтобы подтвердить упоминание Шарлевуа о "тканях, которые они окрашивают в красный цвет". Это, похоже, подтверждает предположение, что две сумки -одна из Оксфорда, другая из Лондона - были сделаны иллинойсами.

В некоторых местностях страны каскаскиа и других иллинойсов, вблизи от соленых источников, было обнаружено много образцов горшков или мелких сосудов восточного типа. Многие из этих образцов на своей внешней, или выпуклой поверхности носят отпечатки тканого или плетеного волокна различной степени шероховатости. Некоторые из этих отпечатков очень отчетливые и плотные, другие - грубые, открытоячеистые. Очень вероятно, что отпечатавшаяся на сосудах ткань была сделана из бизоньего волоса, хотя точно утверждать это невозможно. Судя по отпечаткам на больших гончарных сосудах, найденных автором вблизи Кимсуика в округе Джефферсон, Миссури, осенью 1902 года, существовали различные типы тканей. Сейчас они находятся частично в Музее Антропологии Калифорнийского университета и частично в музее Пибоди Гарвардского университета8.

Образцы обожженной ткани, найденные в маундах Огайо, демонстрируют то же самое диагональное плетение, что и сумки из английских музеев. Вполне возможно, что они являются карболизированными образцами таких же предметов9.

На некотором расстоянии от каскаскиа, на правом берегу Миссисипи и недалеко от устья Арканзаса располагались деревни куапов10. Джоутел, обнаруживший их в 1683 г., пишет о женщинах этого племени: "Лица этих женщин еще более изуродованы, чем у тех, которых мы встречали ранее. На них нанесено один или несколько шрамов или полос. Они украшают себя локонами прекрасных волос красного цвета, которые прикрепляют к своим ушам, словно подвески"11.

Хотя вид волос не указан, упоминание о них присутствует в старой рукописи каталога коллекции Слоане в Британском музее, составленного до 1750 года: "1216 г. Этот же [бизоний] волос окрашивается в красный и желтый цвета, связывается в пучки нитью и служит украшением Каролинским индейцам." О южных племенах, в частности, отмечается: "У женщин в ушах имеются маленькие отверстия для колец. Молодые смельчаки прорезают отверстие вдоль почти всего края уха, куда, пока рана не зажила, они вставляют большой пучок бизоньей шерсти, смешанной с медвежьим жиром" 12.

Помимо образца, упомянутого выше, в коллекции Слоане были и другие предметы из бизоньих волос, но теперь их нет. В каталоге остались следующие фразы: "1215. Веревка для связывания. Сделана из волос с головы американского бизона. Описана мистером Гиннепином". "1536. Пояс, сделанный из бизоньего волоса и игл дикообраза". "1656. Пара подвязок, сделанных из этого же [иглы дикообраза] и бизоньего волоса. Оттуда же. [мистер Деринг из Южной Каролины]".

Об использовании волос индейцами западной части Каролины, а также о присутствии бизонов в этом районе упомянуто Лаусоном, который в первое десятилетие XVIII века писал: "Они [бизоны] редко появляется среди жителей Новой Англии. Их главное место обитания - в бассейне Миссисипи, который является в основном равнинной страной; однако мне известно, что некоторые из них были убиты в холмистой части Кэйп-Фея-ривер, когда они пересекали обширные горные области на пути с Миссисипи. Кожа у дикого быка толста. Индейцы разрезают шкуры на части для облегчения их транспортировки и применяют их в качестве постелей. Они делают из волос пряжу, из которой затем изготовляют подвязки, пояса, кушаки и т.п. Шерсть длинна и волниста, часто коричневого или красного цвета"13.

Бизон также упоминался среди "диких лесных животных" Южной Каролины (ок. 1750 г.) 14, хотя уже через несколько лет отмечалось: "В горах иногда встречаются бизоны, но они не так многочисленны, как несколько лет назад" 15. Из этого легко понять, откуда каролинские индейцы получали свои запасы бизоньего волоса, или шерсти. Но это не единственный вид волос, использовавшихся туземными женщинами Каролины. Лаусон пишет о них: "В обязанности женщин входило приготовление пищи на всю семью, изготовление циновок, корзин, поясов из волос опоссума и др. животных"16. И еще одно упоминание об опоссуме: "Его мех не ценится индейцами и применяется только для изготовления поясов и подвязок" 17.

Мы не располагаем данными о применении бизоньего волоса среди их северных соседей - племен Виргинии, хотя сомнительно, чтобы они не использовали его вообще. Возможно алгонкинские племена, входившие в состав конфедерации поухатанов, редко или вообще никогда не встречали бизонов в прибрежных лесных районах. Но монаканы, которые владели страной от водопадов до Голубого хребта на западе, скорее всего были знакомы с бизонами и использовали различные части тела этого животного, подобно другим индейским племенам. Расаувек, одно из основных селений монаканов, в 1608 г. было расположено около устья Риванны. Еще одно поселение конфедерации стояло на этой же реке в нескольких милях севернее Шарлоттсвилля, Виргиния. Удивительно, но мы почти ничего не знаем об этом племени, хотя оно было многочисленным и влиятельным в ранние дни колонизации.

Бирд так описывает бизона: "Волос, растущий у него на голове, длинен и густ, и так мягок, что прядется в нить, которую не отличить от ангорской шерсти. Некоторые из этих людей запасают его в больших количествах" 18. Не вызывает сомнений, что бизон пересекал Голубой хребет с запада и странствовал по стране монаканов. Вполне возможно, что вплоть до недавнего времени его обнаруживали у подножий Аллеганских гор. Около 1730 г., когда впервые была исследована страна Албемари, она изобиловала дичью различных видов. Говорили, что тропа, ведущая вверх по реке Рокдиш к ущелью с тем же названием, еще сохраняла следы бизонов. Также сообщалось, что старинный путь Ричарда Вудса следовал почти по бизоньей тропе. Земли, примыкающие к устью реки Вебб, которые были распроданы в 1769 году, лежали у северной развилки Риванны и были описаны как Бизоньи луга19.

Возвращаясь к Миссисипи, мы обнаруживаем упоминание об использовании бизоньего волоса у наиболее интересного из всех племен нижней Миссисипи - натчезов. В письме, написанном отцу д'Аветьеру отцом ЛеПефитом из Нью-Орлеана (датированном 12 июля 1730 г.), в котором говорится о церемониях и человеческих жертвоприношениях, приуроченных к смерти натчезского вождя, встречается упоминание о применении веревки из бизоньих волос. Об этом рассказывает и запись в старом каталоге Слоане, который уже упоминался: "Вслед за исполнением длительного танца и песни, они набросили себе на шеи веревки со скользящим узлом, сделанные из бизоньего волоса, после чего вперед выступили помощники, назначенные для этой казни, чтобы задушить их" 20.

Еще одно упоминание о натчезах, другое по сути, но не менее интересное, мы обнаружили в работе Дю Пратца. Он пишет: "Ребенка убаюкивают, расположив его не в горизонтальном положении, а вертикально. Когда ему исполняется один месяц, они накладывают ему ниже колен повязки из бизоньей шерсти, которая очень мягка, а ноги поверх лодыжек они обматывают веревками шириной в три-четыре дюйма, из этой же шерсти. Ребенок носит эти повязки до четырех-пяти лет"21.

Касательно этого же племени Дюмонт пишет: "Не пользуясь ни прялкой, ни веретеном, они готовят пряжу из волос или, скорее, шерсти бизона, из которой делают подвязки и ленты" 22.

Наконец, мы располагаем очень интересным упоминанием о применении бизоньего волоса племенами долины нижней Миссисипи. Среди других предметов, собранных экспедицией Ибервилля во время ее путешествия ("La riviere du Missisippi en 1700"), Версальскому двору были представлены несколько небрежно просверленных бус и "моток бизоньей шерсти, выкрашенной и спряденной туземцами" 23. В том же году Ибервилль предпринял второе путешествие на север, достигнув деревень таенса, которые располагались немного выше натчезов. Поэтому, очень возможно, что "моток бизоньей шерсти" был приобретен у таенса или у натчезов.

Брэйкнридж пишет по этому поводу: "Странно видеть, что в отчете Ибервилля, представленном французскому королю, самыми важными назывались две вещи - бусы и бизонья шерсть. Шарлевуа отмечает, что он не удивился, если бы первые не были указаны, но он считал бы странным, если бы второй предмет не был указан"24.

Когда Ла Салль посетил деревню таенса в 1682 г., "их женщины в числе других украшений носили браслеты из тканого волоса"25. Можно смело предположить, что это были плетенные ленты, сделанные скорее всего из бизоньих волос. Ножные ленты или подвязки очевидно делались таким же образом.

Адэйр касательно южных индейцев говорит: "Индейские женщины постоянно носят на ногах вышитые бисером полосы, сделанные из бизоньего волоса и представляющие собой куски грубой шерсти. Они считают их лучшим украшением"26.

Французский офицер Боссу, который путешествовал в южной части страны среди аллибамо, 26 апреля 1759 года в своих дневниках отмечал, что в обязанности женщин этого племени входило "приготовление еды для своих мужей, выделка шкур, прядение шерсти дикого быка, изготовление обуви и маленьких корзин, в чем они очень искусны и трудолюбивы"27. Приблизительно в это же время аллибамо проживали в районе рек Алабама и Талларуса, а также у нынешнего Монтгомери, штат Алабама. Они переместились к западу лишь после завершения Французско-индейской войны 1673 года. Это ссылка Боссу интересна по нескольким причинам. Во-первых, она служит связующим звеном между племенами Каролины и племенами реки Миссисипи; во-вторых, вероятно отмечает южную границу применения бизоньей шерсти.

Очевидно, что бизоны не проникли в обширные сосновые леса, простирающиеся на много миль к северу от Мексиканского залива от Миссисипи до Атлантического океана. Это предположение подтверждается отчетами экспедиции Де Сото (1539-42 гг.), которая не встретила ни одного бизона за несколько лет путешествия сквозь южные леса. Но очевидно то, что вплоть до недавнего времени бизоны были очень многочисленны чуть далее к северу. Спустя 160 лет после экспедиции Де Сото, а также в 1740 году их встречали и убивали у реки Окмулги на территории современного штата Джорджия. Это случилось во время экспедиции Оглезорпе к селениям криков28.

Кажется странным, что к северу от р. Огайо, особенно в штатах Огайо и Индиана, на местах старинных деревень, кости бизона встречаются редко, в то время как кости других животных очень многочисленны. Похоже, что бизон достиг этого района сравнительно недавно, так как первые поселенцы часто убивали этих животных.

Однако в ранних исследованиях есть несколько упоминаний, которые, в случае их достоверности, могут рассказать об использовании бизоньего волоса индейцами, ранее населявшими территорию нынешнего штата Огайо. В одном из них, написанном почти 300 лет назад, встречается довольно интересное упоминание: "Они видели огромные стада больших животных, живущих у озера Эрокойс, о которых христианский мир (до этого открытия) не подозревал. Эти животные величиной с корову, их мясо очень хорошо в пищу, из шкур получается превосходная кожа. Шерсть их пригодна к использованию. Она почти так же хороша, как бобровая, и дикари делают из нее одежду"29. Если предположить, что озеро Эрокойс является озером Эри, как считают некоторые, перед нами упоминание об использовании волоса каким-то племенем или племенами северной части Огайо.

Следующий пример также может относиться к этой же области: "Кроме того, они используют волос или, скорее, шерсть [бизона]. Шкуры разрезают для изготовления одежды и постелей. Из шерсти готовят пряжу, из которой делают огромные сумки, в которые помещают мясо для удобства его транспортировки домой. Их охота продолжается с конца осени, когда скот набирает жир, и вплоть до весны"30.

Далее, как уже упоминалось, некоторая информация может быть почерпнута из нескольких источников начала XVIII века. Это касается и сумок каскаскиа, упомянутых отцом Марестом в его письме отцу Гермону, которое уже цитировалось.

Из многочисленных примеров, приведенных на предыдущих страницах, кажется очевидным, что волос, или шерсть бизона широко использовались всеми племенами долины Миссисипи, а также южными племенами, населявшими территории от Миссисипи до атлантического побережья. Шерсть, или волос бизона, сначала прялась или скручивалась в пряжу, из которой плели различные вещи. Этот туземный материал очевидно использовался до тех пор, пока торговцы не завезли европейскую шерсть, поэтому старинные пояса и ленты чероки и чокто, некоторые из которых хранятся в наших коллекциях, можно считать чисто аборигенными во всех отношениях, за исключением материала изготовления. А некоторые старинные образцы, которые принято считать изготовленными из европейской шерсти, в действительности могут оказаться из бизоньей шерсти, спряденной и окрашенной индейцами.

Важно отметить и некоторые упоминания об использовании красного и желтого красителей различными племенами реки Миссисипи, касающиеся иллинойсов-каскаскиа, куапов и племени, проживавшем южнее - возможно натчезов или таенса. Эти цвета - желтый и красный, а также черный, который тоже упомянут у каскаскиа, возможно были единственными туземными красителями, применяемыми южными племенами. Даже сейчас некоторые индейцы Луизианы изготовляют эти красители и применяют их для окраски материала для плетения корзин31.

К западу от Миссисипи

Многие племена западных индейцев также использовали бизоний волос, хотя и для несколько других целей. Мы не можем найти ни одного примера его церемониального применения, например его присутствия в каком либо из священных танцев, как это было восточнее Миссисипи. Однако, об использовании волоса у племен верхней Миссури упоминают несколько разных авторов.

Мистер Джеймс Муни, работая среди кайова, собрал много данных по интересующей нас теме, но, к сожалению, они еще не опубликованы32.

Описывая одеяние Кани-Сачка, руководителя церемонии Окуне у манданов, Максимилиан отмечает: "Все его тело выпачкано желтым, на лбу у него находился венок из обесцвеченного бизоньего волоса, или шерсти, нависающий на глаза"33. Назначение венка из бизоньего волоса неизвестно, но мы можем смело предположить, что он имел символический смысл.

Описывая одежду Нумак-Махана в одной из церемоний манданов, Кертис отмечает: "Его лоб покрывала широкая лента из коричневых бизоньих волос; ожерелье и ножные браслеты из кожи кролика, юбка из свитых нитей бизоньих волос завершали его костюм"34.

Бизоний волос также использовался у омаха в одежде, которую носили во время Бизоньего танца. Вот описание интересующей нас части их костюма: "Каждый четвертый человек надевал шкуру бизона с головой поверх своей головы; рога торчали вверх, а волосы с головы бизона свисали носителю на грудь, спину и лоб, оставляя глаза открытыми. Также они носили ожерелья из волос с шеи бизона. Две Вороны сказал, что до сих пор некоторые индейцы носят ожерелья из старых вылинявших волос коров или быков бизонов"35.

Во время Бешеного танца у шайеннов было два руководителя, " чьи тела и щеки были раскрашены белой глиной, а уши были заполнены вылинявшими бизоньими волосами, которые, как считалось, обладали большой "таинственной силой"36.

Волосы бизона присутствовали во многих религиозных обрядах равнинных племен, в особенности тех, которые проживали в долине верхней Миссури. Миграции бизонов и приход огромных стад служили причиной того особого благоговения, с которым индейцы относились к ним. Более того, многие племена зависели от бизонов, которые давали им основные запасы пищи, одежду и другие вещи, а также материал для изготовления жилищ. Отсюда понятно, почему это животное занимает такое важное место в мифологии и обрядах равнинных племен. Много информации на эту важную и интересную тему можно собрать из труда о кайова мистера Муни, а также из монографий о различных племенах Эдварда С. Кертиса.

Еще одной особенностью в использовании бизоньих волос равнинными племенами был обычай прикрепления их к своим собственным, чтобы они казались длиннее. Об этом обычае упоминают многие путешественники и писатели: "Хотя все индейцы Дальнего Запада носят свои волосы длинными, команчи, похоже, больше всех гордятся длиной своих "локонов" и отращивают косы, удлиняемые бизоньими и другими волосами, концы которых достигают земли. Их смазывают смолой, жиром и краской, украшают бисером и другими мелочами"37.

Мы обнаружили и другое дополняющее упоминание: "Племена центральных и северных равнин разделяют свои волосы на пробор и связывают их в два длинных хвоста над или за ухом. К ним прикрепляют бизоний или лошадиный волос, чтобы они выглядели длиннее, а также оборачивают длинными и узкими полосками ткани или бобровой шкуры"38.

В Национальном Музее Соединенных Штатов представлен исключительно редкий головной убор из бизоньего волоса. Он состоит из 13 прядей волос, каждая из которых имеет 32 дюйма в длину. Волосяные пряди скреплены между собой маленькими массами смолы, к которым также прикреплена белая глина. Все 13 прядей закреплены на узкой ленте из бобровой кожи, к концам которой привязаны узкие ремни - возможно они служили для закрепления убора на голове носителя. Четырехдюймовый металлический обруч в верхней части головного убора служит дополнительным укреплением. К сожалению, о происхождении этого образца ничего не известно.

Примечательно сходство этого образца с головным убором всадника, изображенного на зарисовке шведского художника Фридриха Курза, сделанной в деревне хидатса у Форт Бертольда на верхней Миссури в июле 1851 года. В августе того же года Курз записал в своем дневнике: "Мужчины в этой деревне [у Форт Бертольда] уделяют украшению своей внешности гораздо больше внимания, чем девушки. Особенно они ухаживают за своими волосами и даже прикрепляют к ним дополнительные длинные пряди, но это делают только мужчины, которые посчитали "ку"39.

Похожий образец, обнаруженный у шошонов в резервации Уинд Ривер, Вайоминг в 1901 г., сейчас находится в Американском Музее Естественной Истории в Нью-Йорке. Он сделан из нескольких нитей бизоньей шерсти, скрепленных между собой особой смолой. Его длина - 26 дюймов, ширина - 6, 1/2 дюйма. Длинные пряди шерсти прикреплены к узкой ленте из бобровой шкуры, на концах которой закреплены пучки бизоньего волоса, окрашенные в красный цвет.

О западных племенах, в частности о "шиеннах"(шайеннах) упоминается: "Длинные волосы они считают красивыми, и даже носят фальшивые волосы, которые прикрепляют к своим собственным при помощи земляного материала, напоминающего красную глину. Волосы, украшенные красными и синими лентами из ткани или окрашенной кожи, в виде кос свисают с обеих сторон головы, часто до коленей, особенно у молодых щеголей. Другие, коих ни сколько не реже, разделяют свои длинные волосы на несколько равных прядей, на расстоянии двух-трех пальцев одна от другой и толщиной в 1/5 дюйма, каждую из которых украшали кольцами красной глины на одинаковых промежутках"40.

Тот же автор пишет о тетон-сиу: "Волосы, очень роскошные, были откинуты за спину длинными свитками, но при близком рассмотрении, в большинстве своем, оказались искусственными, умело прикрепленными к их собственным. На места соединения указывали маленькие кусочки глины, при помощи которых и было осуществлено скрепление".

Относительно миннетари, или хидатса, Максимилиан описывает то же, что и Курз: "Как и манданы, они носят свои волосы заплетенными в длинные ровные косы, свисающие на спину"41. В другой раз он упоминает: "Они [манданы] гордятся длиной своих волос и часто искусственно удлиняют их"42.

Тот же обычай наблюдался у арикара, которые для прикрепления дополнительных локонов применяли "вещество, напоминающее замазку"43.

Но лишь Кэтлин сделал правдоподобную попытку объяснить причину удлинения волос. Он пишет: "У большинства из этих племен существует обычай вплетать или при помощи клея прикреплять несколько локонов волос, возможно с целью подражания кроу, которым одним природа даровала это завидное украшение"44.

Еще одним способом украшения волос было заплетение их в одну длинную косу, искусственно удлиненную и украшенную металлическими дисками или другими предметами. Описывая сиу у Форт Пирра, Максимилиан говорит: "Эти индейцы отращивают свои волосы как можно длиннее и заплетают их сзади в длинный хвост, который украшают круглыми кусками латуни"45.

Такую же практику мы обнаруживаем у других племен: "Команчи и кайова зачесывают волосы от лица, заплетая их в один длинный хвост, украшенный серебряными и посеребренными пряжками, и часто удлиняют его так, что он достигает земли"46.

К счастью, в Национальном музее хранится прекрасный образец, соответствующий этому описанию. Он обозначен как "Та-а-ваш, Грин Ривер, приобр. капитаном Гуннисоном в 1879 г." Длина образца - 37 дюймов. Он сделан из туго заплетенных бизоньих волос. К нему прикреплены 8 дисков из германского серебра, у нижнего конца размещены 6 армейских пуговиц старого образца. Других образцов головных уборов такого типа не обнаружилось.

Капитан Джонатан Карвер упоминает о серебряных предметах, использовавшихся женщинами сиу для украшения своих волос47. Белтрами, рассказывая о сиу, упоминает "пряжки, прикрепленные к их волосам при помощи клея"48. Он указывает, что они были получены от торговцев; так или иначе, можно предположить, что это были маленькие кусочки глины или смолы, уже упомянутые ранее.

Очень интересное упоминание, возможно об индейцах долины верхней Миссисипи, обнаружено в малоизвестном труде Д'Эреса, который пишет: "Все волосы на голове выщипываются, за исключением небольшого участка на задней части; оставшиеся волосы отращивают до большой длины и украшают серебряными вертелами и перьями различных цветов, от головы до конца волос"49.

В Национальном музее хранится и другое, не менее интересное головное украшение. Оно было приобретено у шайеннов и сделано из пучка бизоньих волос естественного цвета и пучка орлиного пуха, окрашенного в зеленый цвет. Прикрепленный к пуху ремешок не выкрашен, однако большой ремень, который связывает волосы, окрашен в красный цвет. Частью украшения является маленький мешочек "таинства", который расположен в верхней части образца. Полная длина - ок. 10 дюймов. К сожалению, об истории этого редкого образца ничего не известно.

Недоуздки и лассо плели из нитей бизоньего волоса. Очевидно, они изготовлялись и применялись всеми племенами равнин, о которых Кэтлин пишет: "Волосы с головы и плеч [бизона] они свивают и заплетают в недоуздки"50.

Пауни51, так же как и шошоны52, делали недоуздки из бизоньих волос. Этот обычай практиковался и далее к северу: "Ассинибойны, репид [ацина], черноногие и манданы, а также другие индейцы, населявшие равнинную страну, всегда путешествуют верхом... Они редко пользуются уздой и управляют своими лошадьми при помощи недоуздков из очень прочных и надежных веревок, которые они делают из волос бизонов"53.

Несколько таких недоуздков находятся в Национальном музее. Один такой образец, сделанный команчами, был приобретен доктором Э. Палмером у Форт Кобба в 1865 году. Это необычайно тяжелый образец, состоящий из четырех веревок, каждая из которых сделана из двух свитых прядей. В коллекции есть еще несколько похожих, но более легких образцов, включая "волосяную веревку" из Нью-Мексико, приобретенную лейтенантом А. В. Уипплом. Она состоит из двух прядей, каждая из которых - из шести нитей, имеет 13 футов в длину, но достаточно тонка.

Образец, приобретенный у ото Небраски Дж. У. Гриестом, является плетеным; его длина - около 14 футов. Кроме того, в коллекции есть несколько маленьких, но все же достаточно длинных веревок.

Очень вероятно, что из бизоньих волос или шерсти делали также одеяла. Об оседжах и соседних им племенах Хантер пишет: "Волосы бизонов и других животных они используют для изготовления одеял; волосы первого скручивают рукой и сматывают в клубки"54.

Это совпадает с описанием работы старика арикара, сделанным в 1811 году: "Однажды мне рассказали о старом индейце, который делал одеяло. Я тут же пошел навестить его. К моему глубокому удивлению, я увидел совсем слепого старика, который сидел на табурете перед неким подобием рамы, а подле него и вправду лежали грубые нити или, скорее, мотки бизоньей шерсти, смешанной с волчьим волосом. Он уже сделал около четверти ярда очень грубого жесткого полотна. Он сказал, что это его первая попытка, и что он приступил к ней после сна, в котором он видел себя делающим одеяло, подобное одеялам белых людей. Я полагаю, что это зачатки ткачества"55 . Возможно, что попытка изготовить одеяло была первой для этого человека, однако сомнительно, чтобы она была первой во всем племени арикара. Хотя, конечно, по всей равнине одеялами служили выделанные бизоньи кожи.

В настоящее время в Национальном музее находится редкое старое одеяло из коллекции Уилкеса, вероятно изготовленное не персе, которое частично состоит из коричневых, по всей видимости бизоньих волос. Еще один образец старого одеяла был частью погребального помоста шайеннов. Он также частично сделан из коричневой шерсти, вероятно бизоньей. Не вызывает сомнений, что эти одеяла были сделаны индейцами.

Одно из самых ранних упоминаний, обнаруженное в "Memorial" Бенаведы (1630 г.) рассказывает о пледах, сделанных из бизоньего волоса; однако тяжело установить, изготовлены они индейцами или испанцами. "Волос не похож на шерсть нашего скота, но курчавится как самая лучшая овечья шерсть. Из него делают прекрасные пледы"56.

В зимнее время северные индейцы для утепления мокасин клали в них бизонью шерсть57 . Другие племена применяли для этой цели шерсть лося или карибу58. Нечто подобное упоминается Радиссоном еще в 1661-62 гг.. в районе оз. Верхнего59.

Бизоний волос также использовался сиу и другими равнинными племенами для наполнения мячей и детских кукол. В Национальном музее находится много таких образцов. Кэтлин, рассказывая о манданах, упоминает о "прекрасном белом седле из кожи оленя, которое набито бизоньим волосом"60. У тетон-сиу, в некоторых обрядах пучок бизоньего волоса служил кисточкой для нанесения краски61.

Когда первые испанские путешественники впервые проникли на юго-западные равнины, они были поражены огромными стадами бизонов, которые им повстречались на пути. Они узнали о том, какие необходимые для жизни вещи туземцы получали от бизонов. Один из ранних исследователей писал: "Богатство куивира заключено в их быках, плоть которых служит туземцам пищей, шкуры - одеждой, волосы - нитями. Из жил и сухожилий они делают нити и тетивы, из костей - гвозди и шила, из рогов - трубы, из мочевых пузырей - сосуды для хранения воды, а высушенный навоз используют для отопления жилищ"62 .

Подобное сообщение получено о тонкава Техаса: "Помимо мяса, они [бизоны] снабжают их буквально всем, что необходимо для жизни. Мозг используется для размягчения шкур, рога - в качестве ложек и посуды для питья, плечевые кости - для постройки жилищ и разрыхления земли, сухожилия - для прикрепления оперения к стрелам. Из хвостовых волос они делают веревки и подпруги, из шерсти - пояса и другие украшения. Из кожи изготовляют уздечки, веревки для пут, щиты, палатки, рубахи и обувь. Шкуры служат им седлами, а также одеялами, прекрасно защищающими от холода"63. Подобное обнаружено и в отчете Гомара, и в "Relacion Postrera de Sivola", написанном в 1541 году, где встречается еще одно сообщение о бизонах и их значимости для туземцев. В нем говорится об использовании различных частей тела животного: " Шкуры служат им для изготовления жилищ, одежды и обуви; из них, так же как и из шерсти, они делают веревки"64. Это самое раннее упоминание о веревках, или лассо, которые, как уже отмечалось, использовались всеми западными племенами.

Различных ссылок и свидетельств, приведенных на предыдущих страницах, вполне достаточно для того, чтобы показать, насколько разнообразным было использование волос или шерсти Bison americanus у туземных племен. Здесь, конечно же, не было упомянуто еще множество свидетельств о самыми различных племенах. Но и этого вполне достаточно, чтобы доказать, насколько широко было распространено использование бизоньего волоса у большинства индейских племен от атлантического побережья до Скалистых гор.

Источники и примечания:

1  The use of buffalo hair by the North American Indians. Man. III London, 1909.

2  Jesuit Relations. Thwaities ed., vol. 59, p. 123.

3  Ibid., p. 127.

4  Pere Louis Hinnepin, Houvelle decouverte d'un tres grand paus situe dans l'Amerique. Utrecht, 1697, p. 190.

5  Jesuit Relations, vol. 66, p. 231.

6  James Adair, History of the North American Indians. London, 1775, p. 423.

7  Charlevoix, Journal of a Vouage to North America. London, 1761, vol. II, p. 222.

8  D.I. Bushnell, Primitive Salt Making in the Mississippi Valley. London, 1907.

9  Holmes, Prehistoric Textile Art of Eastern United States. Thirteenth Rep. Bur. Am. Ethn., p. 38.

10  См. большую карту "Течение р. Миссисипи от Балиса до Форт Чартреса", составленную Лью Россом из 34-го полка в 1765 году. Каппа (куапы) проживают в селении, расположенном в устье реки Сент-Френсис; другая деревня этого же племени находится приблизительно в 40 милях к югу, на правом берегу Миссисипи. Однако, определить точное местоположение деревни, посещенной Джоутелом, не представляется возможным.

11  Дневник Джоутела во французских "Historical Collections of Louisiana", New York, 1846, pt. I, p. 169.

12  Adair, op. cit., p. 171.

13  Lowson, History of Carolina. London, 1714, p. 115.

14  Description of South Carolina, перепечатано Б. К. Карроппом, New York, 1836, vol. II, p. 250.

15  A Short Description on of the Province of South Carolina, written in the year 1763 [Дж. Миллигеном]. London, 1770. Перепечатано в "Historical Collections of South Carolina", vol. II, p. 482.

16  Lowson, op. cit., p. 188.

17  Ibid, p. 121.

18  The writtings of Colonel William Byrd. New York, 1901, p. 225.

19  Edgar Woods, Albemare Country in Virginia. Charlotteville, 1901, p. 22.

20  Jesuit Relations, vol. 68, p. 133.

21  Du Pratz, History of Louisiana, Engl. ed. London, 1763, vol. II, p. 163.

22  Dumont, Memories Historiques sur la Louisiana. Paris, 1753, vol. I, p. 154.

23  New York State Library, Bulletin 57, September 1892, p 335.

24  Brackenridge, Views of Louisiana. Pittsburg, 1814, p. 57.

25  Tonti, Account of Monsieur de La Salle's Last Expedition and Discoveries in North America. London, 1698, p. 86.

26  Adair, op. cit., p. 169.

27  Bossu, Travels Through that Part of North America Called Louisiana. London, 1771, vol. I, p. 223.

28  Ms. Stow, 79. British Museum.

29  Thomas Morgan, New English Canaan 1632, in "Force Tracts", vol. I, p. 66. W. 1838.

30  Daniel Coxe, A Description of the English Province of Carolina, перепечатано во Франции, "Hist. Coll.La.", 1850, p. 248.

31  Bushnell, The Choctaw of Bayou Lacomb. Louisiana. Bulletin 48, Bur. Am. Ethn., 1909.

32  Материалы мистера Муни по этой теме будут включены в его последующие заметки о геральдической системе кайова, которые будут опубликованы в "Bur. Am. Ethn."

33  Maximilian, Travels in the Interior of North America. London, 1843, p. 374.

34  E. S. Curtis, The North American Indians, vol. V, 1909, p. 30.

35  J. O. Dorsey, Omaha Sociology. Third Rep. Bur. Amer. Ethn., p. 348.

36  Moony, Ghost Dance Religion. Fourteenth Rep. Bur. Amer. Ethn., p. 1033.

37  Josiah Cregg, Commerce of the Prairies. New York, 1844, vol. II, p. 311.

38  Col. R. I. Dodge, Our Wild Indians. Hartford, 1882, p. 304.

39  Имеются и др. подобные зарисовки этого художника.

40  E. James, An Account of an Expedition (By Baj Stephen H. Long). Philadelphia, 1823, vol. II, p. 180.

41  Maximilian, op. cit, p. 396.

42  Ibid, p. 336.

43  Brackenridge, Views of Louisiana. Pittsburg, 1814, p. 252.

44  Catlin, Letters and Notes on the Manners, Customs and Conditions of the North American Indians. Philadelphia, 1860, p. 92.

45  Maximilian,op. cit., p. 158.

46  Dodge, Our Wild Indians. Hartford, 1882, p. 304.

47  Travels in North America. Philadelphia, 1796, p. 147.

48  A Pilgrimage in Europe and America. London, 1828, vol II, p. 182.

49  Charles D. R. D'Epes, Memories. Exeter, N. H., 1800, p. 98.

50  Catlin, op. cit., p. 399.

51  S. T. Irving, Indian Scetches. Philadelphia, 1835, vol. III, p. 156.

52  Original Journal of Lewis and Clark. New York, 1905, vol. III, pp. 30-31.

53  D. W. Harmon, Journal. Andover, 1820, p. 336.

54  John D. Hanter, Memories of a Captivity. London, 1824, p. 287.

55  Brackenridge, op. cit., p. 253.

56  Benaweda, Land of Sunshine. Los Angeles, 1901, p. 43

57  D. W. Harmon, op. cit., p. 416.

58  Alex Mackenzie, Voyage from Mantred in the years 1789-93. New York, 1802, p. 35.

59  Peter Esprit Radisson, Vouages Prince Society. Boston, 1885, p. 186.

60  Catlin, op. cit., p. 186.

61  Edward S. Curtis, The North American Indians, vol. III, 1908.

62  Rob. T. Morden, Geography Rectified, or a Description of the World. London, 1693, p. 586.

63  Mezieres M. S., co. 1770-78, цитируется доктором Гербертом Е. Болтоном из Техасского университета.

64 , Hakluyt Vouages. London, p. 382.

Bushnell D. I.,
The various uses of buffalo hair by the North American Indians.
American Anthropologist, II, 1909, pp. 401-425

Перевод Щетько А.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья