Современность
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Обзор ежемесячной газеты племени не персе "Tots Tatoken"
("Хороший индеец"), резервация Лапуай, штат Айдахо

Борьба за культурные ценности

Решительная борьба разгорелась между племенем не персе и Историческим Обществом штата Огайо за право владения коллекцией Сполдинга-Аллена - предметами исторического и культурного наследия не персе. В течение последних пятнадцати лет эти предметы, в число которых входят мужская и женская одежды из оленьей кожи, были выставлены напоказ в музее Национального Исторического Парка не персе. Историческое Общество штата Огайо предоставило эти предметы в распоряжение Национального Парка и теперь требует возврата экспонатов или выплаты 600 тыс. долларов до 31 декабря 1995 года.

Ричард Элленвуд мл., председатель комитета коллекции Сполдинга-Аллена, сказал: "Требование о возврате экспонатов было для нас полной неожиданностью. Последний губернатор штата Огайо назначил новый совет Исторического Общества, который и пересмотрел условия договора с племенем."

Председатель племени Сэмьюэл Пенни написал письмо директору Исторического Общества доктору Гэри Нессу, в котором высказал надежду, что они придут к мирному соглашению. Директор до сих пор не ответил на это письмо. Наша газета также пробовала связаться с Нессом, но безрезультатно.

На последнем Совете племени не персе члены племени единогласно высказались за то, что племя должно приложить все усилия, чтобы приобрести эти экспонаты, сохранить ценные предметы индейской культуры и с их помощью знакомить посетителей Парка с историей не персе. С тех пор в поддержку племени выступили различные общественные организации.

Во время конференции Национального Конгресса Американских Индейцев, проходившей в прошлом месяце в Спокане, штат Вашингтон, ее участники полностью одобрили действия племени. Кроме того, в фонд племени не персе пришло письмо от комитета коллекции Сполдинга-Аллена, в котором высказана решимость помочь племени в приобретении бесценных экспонатов.

Все экспонаты были собраны пресвитерианским священником Генри Сполдингом, который проповедовал среди не персе христианство. В исторических хрониках племени зафиксировано, что Сполдинг насильно забирал вещи у индейцев, а потом отправил всю коллекцию к себе домой на Средний Запад. Позже, более века тому назад, коллекция была продана Историческому Обществу штата Огайо.

"Tots Tatoken", July 1995, p. 10.

Женщина не персе - в календаре

Фотографии Энджел МакФарланд, женщины из племени не персе, напечатаны в календаре "Индейские женщины Америки" за 1995 год, выпущенном Мелиндой Кастильо-Джилб из Элан Маркетинг, Темпе, штат Аризона. Три фотографии МакФарланд украшают июльские страницы календаря.

Весной 1994 года МакФарланд принимала участие в танцах на общеиндейском Пау-вау в Альбукерке, штат Нью-Мексико. Там к ней подошла сотрудница издательства, занимавшегося подготовкой календаря, и предложила отправить им несколько фотографий. В августе 1994 года МакФарланд специально сфотографировалась для этой цели в Темпе.

Ежегодно издатели календаря отбирают мужчин и женщин в возрасте от 16 до 30 лет, у которых хотя бы наполовину индейское происхождение. МакФарланд - дочь Йоны-Розы Ераут из Лапуай и покойного Лэрри МакФарланда старшего; внучка Кэтрин Рэмзей из Камиа и Луиса Хайигла из Лапуай.

Индейское имя МакФарланд звучит Та-лалт-лилпт, что значит "Закат Солнца". Она закончила Университет штата Вашингтон и в настоящее время проживает в Сиэттле, где работает советником по решению проблем наркомании и алкоголизма в рамках молодежной программы "Иуазил". Энджел является членом труппы Комедийного клуба Сиэттла, а также озвучивает некоторые роли для кино и телевидения.

МакФарланд в составе Танцевальной Труппы Фоксвудс выступала на открытии Игр Доброй Воли в России, снималась в телевизионном фильме "Женщина лакота", который впервые вышел на экраны в октябре 1994 года. В число ее интересов входят моделирование одежды, путешествия, танцы на пау-вау, баскетбол, софтбол и верховая езда.

"Tots Tatoken", August 1995, p. 7.

Племя воссоединяется спустя сто лет

Карла Хай Игл

" Это случилось в ту ночь, когда я ушла с вождем Белой Птицей и его людьми. Племя разделилось: одни остались с Джозефом, другие ушли с Белой Птицей. Сопротивление было закончено... Мы ушли до того, как Джозеф сложил оружие. Ушли, оставив своих друзей, кое-кто из которых был тяжело ранен... У меня было такое чувство, что я оставляю позади все, что у меня имелось... Мы уходили с тяжелыми сердцами, разбитыми душами." (Рассказ жены Оллокота, архив МакУортера, NP19, стр. 85-87).

После битвы у Биэр По в 1877 году, некоторые не персе в плачевном состоянии добрались до лагеря Сидящего Быка и великий вождь сиу скорбел и плакал вместе с ними.

Теперь, через 118 лет после этих событий, произошло воссоединение индейцев не персе из Уматиллы, Неспелема, Камиа и Лапуая с не персе из Пинчер Крика, провинция Альберта, Канада. Воссоединение произошло в память о предках, которые придавали огромное значение сохранению пути жизни не персе и уже ушли в мир иной.

С 4 по 6 октября индейцы из резервации Пиеган, а также не персе США и Канады почтили памятью тех, кто участвовал в войне не персе 1877 года. На празднике присутствовали Джо и Джози Кроу Шу, которым исполнилось соответственно 90 и 87 лет. Джози Кроу Шу родилась в группе Белой Птицы, после того как та уже обосновалась в Пинчер Крик.

"Праздник был очень трогательным,- сказал член Исполнительного Комитета Племени Не Персе (NPTEC) Уилфред "Скотти" Скотт. - в Канаде такое происходило впервые."

Потомки не персе, ушедших в Канаду, и тех, что остались в США , давно мечтали о воссоединении. Это определенная дань нашей истории и путь к решению многих внутренних конфликтов", - сказал один из участников.

В программу трехдневного праздника входила церемония семи барабанов, которую проводил Рой Редсандер из группы Вождя Джозефа; церемония трубки, возглавляемая одним из старейшин племени Хорэйс Экстелл; церемония пустого седла, которую проводил Уилфред Скотт.

"Между нами нет никаких границ, мы все индейцы. У нас одно прошлое и именно ему мы отдаем сегодня дань памяти", - сказал Джо Кроу Шу старший, старейшина из резервации Пиеган.

Во время традиционной для не персе церемонии семи барабанов были исполнены песни и танцы, прочитаны рассказы очевидцев с целью достигнуть единства и целостности всего племени.

На обряде трубки, где присутствовали только ветераны, были вознесены молитвы, прослушаны рассказы из исторической хроники племени и единодушно почтена великая жертва тех, кто сто с лишним лет тому назад защищал свою родину.

Церемония пустого седла была своеобразной данью памяти тем, кто погиб во время войны 1877 года и позднее в Канаде. Одна из лошадей, украшенная мужскими знаками отличия, представляла мужчин племени, а другая, украшенная женскими регалиями - женщин и девушек, которые погибли во время войны.

"После этих трех церемоний в сердца многих людей племени пришел покой, - сказал председатель Исполнительного Комитета Племени Не Персе (NPTEC) Сэм Пенни. - Ценность этих событий в том, что люди получают представление о происходившем после войны." Скотти высоко оценил мастерство всех участников и сказал: "Меня потрясло великодушие людей с обеих сторон. Такого дружеского расположения мне не приходилось встречать уже давно."

В заключение Пенни подытожил праздник цитатой из архивов МакУортера о войне не персе. Он сказал: "Воин сиу обратился к Желтому Волку: "Индеец не персе, с сегодняшнего дня ты навсегда стал мне другом". Теперь и у нас в Канаде появилось много друзей."

"Tots Tatoken", November 1995, p. 1.

Не персе начинают новую программу разведения лошадей

Майкл Мерфи

Холодная летняя ночь в горах северо-центрального Айдахо, на часах половина второго. Внезапно ночную тишину нарушает шум и огни приближающихся трейлеров. Машины останавливаются, но фары не выключают. Теперь в темноте слышатся другие звуки - низкое, многоголосое ржание лошадей.

Вскоре открывают двери трейлеров и это окончательно нарушает ночной покой. Инструктор и несколько студентов приступают к работе, которая на первый взгляд может показаться простой, но на самом деле имеет для всех здесь присутствующих огромное значение. Не персе северо-центрального Айдахо считают, что эта работа принесет пользу всему племени. Холодной летней ночью было положено начало проекту, признанному укрепить всю нацию не персе. Цель проекта "Молодой всадник" - возродить качественное разведение лошадей. Путем скрещивания западных аппалузских (Appaloosa) лошадей с редкими ахал-текинскими (Akhal-Teke) жеребцами из Туркменистана будет получена новая лошадиная масть аппалуза не персе. Первые жеребцы этой масти появятся на свет будущей весной (1996 г.).

Проект "Молодой всадник" был одобрен Исполнительным Комитетом Племени Не Персе. По словам координатора проекта Руди Шебалы, кроме разведения лошадей на продажу, в рамках проекта будут проводиться верховые походы по красивой гористой местности в районе рек Сэлмон и Снейк для всех желающих.

С самого начала, основной целью проекта было привлечение молодежи племени в возрасте от 14 до 21 года, обучение их искусству владения лошадьми, ухаживанию за животными и основным азам коневодческого бизнеса.

Описанная в начале статьи доставка и выгрузка лошадей проводилась при участии Шебалы и четверых молодых не персе, которых он подготовил к проведению первого конного маршрута. Шебала считает, что поход удался и что его молодые всадники продемонстрировали хорошие навыки обращения с лошадьми и вполне зрелую ответственность. Конный маршрут проходит по горной местности Национального лесного заповедника Клиэруотер тем самым путем, которым проследовало племя не персе в 1877 году к канадской границе.

Коневодство, которое служит основой проекту "Молодой всадник", было когда-то одним из главных занятий племени не персе, до тех пор пока племенной уклад не захлестнула новая культура - культура поселенцев. Мэриуотер Льюис, участник знаменитой экспедиции Льюиса и Кларка на американский запад, в своем путевом журнале 15 февраля 1806 года сделал следующую запись о лошадях не персе: "Лошади у них великолепной породы; они высокие, статные, подвижные и выносливые; многие из них походят на хороших английских рысаков и неплохо смотрелись бы в любой стране."

Не персе пытаются возродить этих прекрасных лошадей путем скрещивания аппалуза с ахал-текинской породой. Породистость и высокие показатели имеющихся в их распоряжении лошадей повышают шансы на успех. Аппалуза - сильные и выносливые лошади. Хотя в среде американских коневодов наибольшей популярностью пользуются лошади четвертной масти (Quarter Horse), Шебала считает, что это происходит ошибочно и готов всю жизнь доказывать превосходство аппалуза.

Не персе намерены добиваться еще лучших результатов. Они занимаются скрещиванием этих лошадей с ахал-текинцами - непревзойденной породой, выведенной в туркменских степях бывшего Советского Союза. Ахал-текинцы вполне могут быть предшественниками английских чистокровок (English Thoroughbred); эта порода известна уже три тысячи лет и высоко ценится за силу, статность, необычайную красоту и феноменальную выносливость. Марко Поло, который преодолел Великий Шелковый Путь в Китай, высказал предположение, что Буцефал, конь Александра Великого, скорее всего походил из степей Туркменистана.

Ахал-текинцы получили свое имя по названию оазиса Ахал, где проживало племя кочевников теке - основное население Туркменистана. Когда в 1990 году эта страна обрела независимость, лошадь ахал-текинской породы стала ее национальным символом.

Ахал-текинцы, участвующие в программе "Молодой всадник" в Лапуае, были приобретены у немецкого бизнесмена Ганса Спранделя, брат которого, Эберхард, занимался разведением этой породы. Так не персе достались четыре чистокровных ахал-текинских жеребца. "Не персе не упустят свой шанс", - сказал Шебала, и добавил, что учитывая историю племени, не персе, пожалуй, лучше других индейцев смогут в этом разобраться. Новая лошадь станет символом северо-западных индейцев, а также совместного творения человека и Природы. По словам Шебалы, племя навсегда закрепит за собой звание лучших коневодов и будет всячески развивать эту традицию.

Не персе вступают в новую эру, использую для продвижения вперед свое историческое и культурное наследие.

"Tots Tatoken", November 1995, p. 13

Коллекция Сполдинга останется здесь

30 мая председатель Исполнительного Комитета Племени Не Персе (NPTEC) Сэмьюэл Н. Пенни встретился с представителями Исторического Общества штата Огайо (OHS) и передал им чек на сумму 608 100 долларов. Теперь коллекция Сполдинга-Аллена навсегда останется собственностью племени не персе.

Эта встреча положила конец кампании по сбору средств, которая выявила не только слабые стороны, но и укрепила единство многих людей. "На самом деле положен конец 150-летней одиссеи. Не персе и их сторонники со всего мира отпразднуют возвращение коллекции Сполдинга-Аллена на родину", - сказал Пенни.

Празднование по случаю этого события намечено на 15 июня и пройдет в Национальном Историческом Парке не персе в Сполдинге. Оно совпадает с Мемориальными Днями Вождя Джозефа и воинов не персе. Ожидается присутствие большого числа гостей, в том числе и тех, кто способствовал приобретению коллекции. Многие считали, что собрать сумму в 600 тысяч долларов за пять месяцев будет не под силу, однако помощь приходила со всех сторон. Более тысячи спонсоров, в числе которых можно назвать Лиллиан Б. Дисней, жену Уолта Диснея, корпорацию Потлач, альтернативную рок-группу "Перл Джим", оказали поддержку племени.

"Но больше всего нам была приятна помощь школьников со всей страны", - сказал Том Хадсон, исполнительный директор кампании по сбору средств. Последний взнос, в результате которого была набрана необходимая сумма средств, поступил из школы "Фронтир Элементари" (г. Бойси). "Ученики этой школы написали письма во все начальные школы штата Айдахо с призывом поддержать племя не персе", - продолжил Хадсон. В результате, десятки школ штата приняли участие в этой кампании. Последовал призыв ко всем школам страны собрать символическую сумму в 57 долларов 90 центов - ту самую, что была заплачена за коллекцию в 1840 году.

Средства поступали также за счет распродажи плакатов, аукционов искусств по интернету, концертов, лотерей, распродаж выпечных изделий и. п. "Нашу основную задачу мы видели в том, чтобы познакомить с обстоятельствами дела как можно больше людей, а они уже сами решали, участвовать или нет, - сказал Хадсон. - Благодаря средствам массовой информации о нашей кампании узнала вся Америка. Люди со всей страны помогали кто чем мог. Неожиданно между столь разными людьми и племенем возникла настоящая духовная связь. И в конце концов победу принесли дети. Все эти положительные события сторицей перекрыли тот факт, что племени пришлось выкупать вещи, когда-то принадлежавшие предкам."

"Мы благодарны всем, кто присоединился к нам в этой кампании, - заметил Пенни в своей речи в Огайо. - Мы с удовольствием приглашаем вас посетить нашу землю и ознакомиться с коллекцией на ее родине." В заключение он произнес фразу, сказанную когда-то Уэй-Йукх-Те-Ма-Нихном, воином не персе, сражавшимся в войне 1877 года: "Нам удалось пронести истину сквозь все невзгоды. Мы гордимся своей историей и наследием, как и все другие народы. Мы стремимся к сохранению своих исторических и культурных ценностей, чтобы остаться самими собой." "А мы храним это наследие сегодня", - закончил Пенни.

"Tots Tatoken", June 1996, p. 1.

Мемориальные дни Вождя Джозефа

С 14 по 16 июня поводятся Мемориальные дни Вождя Джозефа и воинов не персе. 16 июня будет проведена лотерея, вырученные средства от которой пойдут на установку бронзового памятника "Долгожданная свобода Вождя Джозефа" работы скульптора Уилфреда Биби.

По словам одного из организаторов пау вау Отиса Хэлфмуна, ожидается приезд многих гостей. "Из Брокета, провинция Альберта, приедут не персе/пеиганы Канады, а также группа барабанщиков из северных пеиганов", - добавил он. Кроме того, организаторы кампании по сбору средств для выкупа коллекции Сполдинга-Аллена, планируют одновременно отпраздновать возвращение коллекции. Предполагается посещение праздника губернатором штата Айдахо Филом Баттом. Будет произведено публичное подтверждение достоверности некоторых экспонатов из коллекции, предварительно пройдет церемония представления специалистов, выбранных для этой цели.

Член комитета Ричард Элленвуд сказал: "Будет торжественный ввоз коллекции и специальная церемония по случаю возврата одного из экспонатов - колыбели". По словам Элленвуда, колыбель во время процессии будет нести один из старейшин.

Пеиганы - это потомки не персе, которым удалось уйти в Канаду после печально известной битвы у Биэр По в 1877 году. Хэлфмун отметил, что необходимо будет позаботиться о размещении гостей из Канады. "Кормить гостей в течение трех дней будут организаторы пау-вау, а нам надо позаботиться об их ночлеге", - сказал он.

"Tots Tatoken", June 1996, p. 5.

Новая лошадь не персе

В ходе программы "Молодой всадник" нынешней весной (1996) благополучно появились на свет 13 жеребят. Они получены уникальным путем скрещивания аппалузских кобыл с ахал-текинскими жеребцами. Менеджер программы Руди Шебала высказал удовлетворение ходом развития программы. "Мы хотим вывести совершенно особую породу лошадей", - добавил он. Шебала много лет изучал историю разведения лошадей, а также особенности разных пород. Он выбрал именно ахал-текинскую - породу лошадей из Туркменистана (Центральная Азия) за их выносливость, пригодность к степным условиям и стабильность.

Успеху программы содействовали ее участники Джон Ераут, Джеймс Уокер и Джессика Редхарт. По словам Шебалы, он намерен возродить одно из основных занятий племени, а путем продажи новых жеребцов - поддержать племя экономически. "Все жеребцы предназначены для продажи, - заявил он. - Их можно увидеть на пастбище Суитуотер.

"Tots Tatoken", July 1996, p. 4.

Открытие казино

Торжественное открытие казино было омрачено неожиданным происшествием. 30 августа в результате пожара, усиленного ураганным ветром, порывы которого достигали 30 миль в час, администрация была вынуждена отложить торжественное открытие.

Пожар начался на Льюистонском холме и постепенно продвигался к востоку, застилая все вокруг дымом. Один из менеджеров казино Дэниел Пикард сказал, что здание построено из невозгораемых материалов, однако связался с официальными властями по поводу эвакуации населения из района Ахт Уай Плаца.

Торжественное открытие казино было перенесено на полдень 31 августа, но задержано до 16 часов из-за перебоев в подаче электроэнергии. "Нам все время что-то мешало", - сказал в заключение Пикард. Он с удовлетворением отозвался о том, как при этих обстоятельствах проявили себя сотрудники казино и публика. "Сотрудники казино вели себя просто удивительно. Я не могу ими нахвалиться. А публика здорово помогала нам и с пониманием относилась ко всему происходящему."

Казино открыло двери, но только для членов племени. Официальное открытие состоится 15-21 октября, а до этого времени сотрудникам казино предоставляется возможность т. н. производственной практики.

Сэм Пенни, председатель Исполнительного Комитета Племени Не Персе, торжественно перерезал ленточку и разыграл первый доллар. За этим наблюдало около ста человек. Пенни сказал, что отдает этот первый доллар в пользу казино. "Это начало очень серьезного дела, - отметил Пенни. - Думаю, что оно принесет нам выгоды."

Джейми Пинкэм, казначей Исполнительного Комитета, сказал: "Мечта наконец сбылась". Пинкэм считает, что из-за строжайшего контроля со стороны государства шансов в игорном бизнесе у индейцев мало. "Всего 10 % игорного бизнеса принадлежит индейцам, но контролируют нас с особым пристрастием. Чем более успешно пойдут дела, чем честнее мы будем, тем больше у нас будет шансов", - продолжал Пинкэм. "Чем больше мы сами сможем предоставить рабочих мест членам племени, тем меньше мы будем нуждаться в услугах социальных работников", - закончил он.

Казино Клиэруотер, расположенное на Ахт Уай Плаца, открыто ежедневно и круглосуточно.

"Tots Tatoken", September 1996, p. 1.

Изготовление барабанов

Изготовление барабанов - умирающее искусство, но Крэйг Фалкон всячески старается не дать ему умереть. Фалкон научился этому искусству у своего деда и делает эти барабаны с 12 лет.

"Дед воспитывал меня в нашей культуре, в наших традициях, - говорит Фалкон. - Он рассказывал мне историю о появлении барабанов и их значимости в нашей культуре." Для своих барабанов Фалкон использует лосиные шкуры. "Лучше всего кожа со спины, она самая гладкая. Если кожа неровная, меняется и звук барабана. Очень важно, чтобы на коже не было никаких складок. В старые времена индейцы делали барабаны из кожи с брюха лошади, там она самая гладкая."

Кожу натягивают на круглую раму, сделанную из кедра. Чтобы кожа лучше растягивалась, ее вымачивают в воде. Затем при помощи кожаных шнурков Фалкон стягивает края кожи, чтобы она натянулась на раму как можно более туго. Самое главное, по словам Фалкона, успеть сделать все это, пока кожа еще влажная и хорошо тянется. "Если это не удалось, необходимо снова смочить кожу и повторить весь процесс", - поясняет он.

Этим летом Фалкон организовал курсы по обучению молодежи племени. "Основное, чему я хочу научить их, это то, что барабан - не игрушка. Он звучит в такт ударам сердца матери-земли. Я хочу, чтобы при изготовлении барабанов они относились к ним так же, как это делали наши предки - с глубоким уважением и почтением", - говорит Фалкон. В программу курсов входит ознакомление со священной историей барабанов и ознакомление с важными правилами, которые обязательно должен соблюдать каждый, кто пользуется этим священным предметом.

Фалкон надеется, что ему удастся возродить это искусство. "Я бы хотел продолжить эти курсы, - говорит он, - но, к сожалению, деньги, выделенные на эту программу почти полностью исчерпаны. Я готов предоставить свои услуги в рамках любой другой программы."

А что же получает за эту работу сам Фалкон? "Мне ничего не нужно, кроме благодарности и еды", - объясняет он.

"Tots Tatoken", September 1996, p. 7.

Не персе обретают родину

Наконец, по прошествии 120 лет племя не персе возвращается на свою родину. Недавно племя выкупило 10 300 акров своей родной земли в долине Уаллоуа в северо-западной части штата Орегон. В последнее время этот участок использовался под ранчо. Индейцы намерены устроить здесь нечто вроде заповедника, чтобы возродить здесь всю растительность и животный мир, связанные с культурным и историческим наследием племени. "Это приобретение - важная веха и в нашем духовном наследии, - заметил Сэмюэл Пенни, председатель Исполнительного Комитета Племени Не Персе (NPTEC). - Значительная часть истории нашего племени связана с долиной Уаллоуа."

В 1877 году группа Вождя Джозефа ушла из Уаллоуа, отказавшись последовать в резервацию по решению федерального правительства США. В это трудное время Джозеф возглавил героический 1 700-мильный переход племени. Племени удалось уходить от армии США и выиграть несколько сражений, но в конце концов всего в 40 милях от канадской границы они были остановлены.

Племя выкупило участок в Уаллоуа у Опеки для Общественных Земель (TLP), организации, скупающей земли с целью перепродажи их правительству, чтобы сохранить исторические и достопримечательные места. Деньги на покупку земли поступили в качестве компенсационных выплат со стороны Бонневильской администрации за ущерб, нанесенный дикой природе при сооружении плотины на Снейк-Ривер.

Церемония покупки состоялась 1 ноября 1996 года на основании оценки земли независимыми экспертами. "Надо видеть эту землю. Когда я попал туда, у меня было такое чувство, что после длительной поездки я наконец вернулся домой! Я постоянно ощущал на себе взгляды предков", - сказал вице-президент Исполнительного Комитета Уилфред Скотт.

Участок земли граничит с Национальным Лесным Заповедником Уаллоуа-Уитман между реками Коттоонвуд и Тамарак. " Добраться до этой территории можно только через заповедник, - объясняет Кит Лоуренс, директор племенной Программы Дикой Природы. - Отдаленность и заброшенность этого участка очень важны; здесь действительно можно создать уголок дикой природы." Лоуренс не советует посещать этот участок до весны. Сотрудники Программы Дикой Природы сообщают, что в последнее время выпало много снега. Дорога, ведущая на участок, непроходима и, по всей видимости, останется в таком состоянии до весны", - объясняет он.

Казначей Исполнительного Комитета Не Персе Джейми Пинкэм высоко оценил действия представителей округа Уаллоуа во время переговоров об оформлении покупки. "Они оказали нам неоценимую поддержку. В целом, за последние несколько лет отношения между племенем и властями округа значительно улучшились", - отметил он.

Пинкэм представил проект на рассмотрение комиссионера округа Уаллоуа Пэта Уортмэна. По словам Пинкэма, власти округа приветствуют тот факт, что в лице племени они обрели активного партнера, который будет постоянно следить за этим участком земли и поддерживать его в порядке.

По данным Департамента Рыбы и Дикой Природы штата Орегон (ODF&W), этот участок является местом зимовки для более 1 тыс. лосей. "Этим животным не угрожает голод. На участке, который приобрело племя, имеются богатые пастбища, способные обеспечить прокорм большей части Чеснимнуского стада лосей", - отметил Вик Коггинс, представитель этого департамента.

В каньоне Джозеф-Крик живут овцы-бигхорны. В летнее время на участке замечено также много различных певчих птиц, а также мелких млекопитающих, которые, в свою очередь служат пищей ястребам и орлам.

Член Исполнительного Комитета Не Персе Тония Гарсиа заметила: "Когда я посмотрела на реку Джозефа и увидела двух белоголовых орлов, парящих кругами высоко в небе, словно кто-то сказал мне, что мы нашли свое место и делаем то, что нужно".

"Tots Tatoken", December 1996, p. 1.

Перевод Фроловой Н.
Обзор газеты "Tots Tatoken"
подготовил Ясененко О.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
     

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

ГЛАВ. АЛЬМАНАХА