Этнография и антропология
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Путь Пейоты

Введение

 

Слоткин Дж. С.(1913-1958) - антрополог, который работал, в основном, среди меномини Висконсина. Он стал членом и служащим Туземной Американской Церкви , главного органа пейотистов. Центр приверженцев пейотизма - Великие Равнины. Этот культ широко распространен от юго-западных штатов Аризона и Невада до Великих Озёр на востоке и бассейна реки Маккензи на севере.

Пейота (Lophophora williamsii) - мягкотелый кактус, который произрастает в северной половине Мексики, а также местами к северу от границы Техаса. Он используется как таинство в религиозных ритуалах, проводимых индейцами США и Канады, принадлежащими к Туземной Американской Церкви (ТАЦ). Религия Пейоты или Путь Пейоты, как она называется членами ТАЦ - наиболее распространенная современная религия индейцев и она постоянно распространяется на все новые племена.

С точки зрения всех пейотистов, эта религия - индейская версия христианства. Теология и этика белых христиан были адаптированы с модификациями, которые сделали их более совместимыми с традиционной индейской культурой. Возможно, что эта религия произошла среди кайова и команчей в Оклахоме около 1885 года.

Ритуал пейоты - ночная церемония, продолжающаяся приблизительно от заката до восхода солнца, проводимая, обычно в типи равнинного типа. По существу, ритуал имеет четыре главных элемента: молитва, пение, съедение таинства-пейоты и созерцание. Ритуал хорошо определен, разделен на четыре периода: от захода до полуночи, от полуночи до трех часов, с трех часов до рассвета и с рассвета до утра. Лидер ритуала поет четыре определенные песни, аналогичные установленным песням католической церкви, что характерно почти для всех периодов.

Ритуал в типи открывается Начальной Песней; период полуночи отмечен полночной Водяной Песней; особой песни для трех часов нет, на рассвете поется Песня Утренней Воды, и ритуал заканчивается Завершающей Песней. В полночь снова пьется священная вода и съедается причастие.

Обычно ритуалом руководят пять человек. Четверо - мужчины: лидер, часто называемый проводником, так как он ведет группу по Дороге Пейоты (то есть по Пути Жизни Пейоты) к спасению; барабанный вождь, который аккомпанирует лидеру, когда он поет; кедровый вождь, который отвечает за кедровое воскурение; и человек огня, который поддерживает ритуальный огонь и действует как подручный. Близкая родственница лидера, обычно его жена, вносит утреннюю воду и молится над ней.

По ходу солнца ритуал начинается с лидера, каждый мужчина-участник поет по четыре песни, ему аккомпанирует на водяном барабане человек, находящийся справа от него. Пение продолжается со времени Начальной Песни до Песни Утренней Воды, количество раундов пения зависит от количества присутствующих. В большинстве случаев этих раундов четыре, так что каждый человек поет всего 16 песен.

"Бог, пожалевший индейцев"

Во время ритуала, пейота принимается в одной из следующих форм: мякоть всего растения кроме корней (зеленый пейота), высушенная верхушка растения (пейотная пуговица) или водный раствор пейотной пуговицы (пейотный чай).

Некоторые люди принимают пейоту без труда. Но многие считают его горьким, вызывающим расстройство желудка или тошноту. Обычно жалуются: "Принимать пейоту трудно."

Принимаемое количество зависит от отдельного человека и торжественности ритуальной церемонии. Количественное применение пейоты у разных племен сильно отличается и точно цифру получить практически невозможно. Но в общем можно сказать, что при обычных обстоятельствах основная масса людей принимает менее дюжины пейот. В особо серьезных случаях, таких как ритуалы, проводимые для смертельно больного человека, присутствующие принимают как можно больше пейот. В этих случаях цифра варьирует от четырех до пятидесяти пуговиц пейот.

В 1908 году пейотисты организованы в Церковь Коренных Американцев. Различные объединения прошли путь от местных групп до межплеменной и международной федерации, известной как Туземная Американская Церковь Северной Америки. В других публикациях я описал раннюю историю пейотизма, представил историческое и обобщающее сообщение о Религии Пейоты, привел ее подробное описание в отдельном племени - все с точки зрения относительно беспристрастного антрополога. Данная статью несколько иного характера. Здесь я сделал упор на современном использовании и отношении к таинству-пейоте и писал как член и слушатель Туземной Американской Церкви Северной Aмерики. Конечно, это мое понимание пейоты, но я думаю , что оно характерно для всего нашего членства.

Когда-то давно Бог пожалел индейцев .(Мнение относительно этого времени варьирует: то ли это происхождение мира , то ли время жизни Иисуса, или же после того, как белый человек вторгся на этот континент ). Так Бог сотворил пейоту и вложил в него часть своей силы, на благо индейцев. Поэтому пейотист принимает таинство-пейоту, чтобы извлечь содержащуюся в нем силу Бога, так же как белый христианин ест таинство-хлеб и таинство-вино.

Урок Пейоты

Сила - это термин из английского языка, используемый индейцами для обозначения сверхъестественной силы, называемой антропологами апа (Хана); это эквивалент новозаветного Святого Духа. Сила необходима, чтобы жить. Один кроу однажды заметил мне, когда мы гуляли рядом с шоссе, что человек подобен автомобилю, когда тот теряет источник своей силы. Физически сила делает человека здоровым и выручает в опасности. Духовная сила дает человеку знание о том, как успешно вести себя в повседневной жизни и что делать со своей жизнью в целом. Пейотист получает силу от таинства-пейотля.

Пейоту применяют в качестве божественного целителя и амулета. При болезнях пейоту используют различными способами. При неопасных заболеваниях пейоту употребляют как лечебное домашнее средство. Так, когда человек простужен, он пьет горячий пейотный чай и ложится в постель. При более серьезных заболеваниях пейота принимается во время пейотного ритуала. Поскольку болезнь возникает не только из-за потери значительной части силы, но и в результате присутствия чужеродного объекта, находящегося в теле, серьезно больной человек, принимающий пейоту, обычно срыгивает, исторгая этот чужеродный объект, который является причиной проникшего в тело заболевания. Затем пейота принимается повторно - для получения того количества силы, которое необходимо для здоровья. В случаях очень тяжелой болезни ритуал проводится с целью лечения пациента, часто этот ритуал называется лекарской встречей. Кроме того, что больной принимает пейоту, как в менее тяжелых случаях, остальные молятся Богу, чтобы дать пациенту дополнительный источник силы, чтобы он (она) могли выздороветь.

Пейотную пуговицу могут хранить дома или при себе, чтобы защитится от опасности. Последнее особенно распространено среди тех, кто служит в армии. Сила, находящаяся в пейоте, изгоняет зло из всего, что находится в сфере его влияния. В случаях большой опасности, как например, когда молодой человек собирается отправиться на службу в армию, проводится встреча пейотистов, на которой все присутствующие просят Бога дать человеку дополнительную силу, чтобы он смог избежать беды.

Собрание пейотистов
Собрание пейотистов

Пейота используется для получения духовного знания. Оно известно, как учение о пейоте. Существует устойчивое убеждение: "Пейоту можно употреблять всю жизнь, но постичь знание пейоты невозможно. Пейота всегда учит чему-нибудь новому". Многие пейотисты говорят, что образованные белые люди получают знания из книг, в особенности из Библии, а необразованному индейцу приходится получать знание от пейоты, но индейский способ получения знания лучше средства белого человека. Последний узнает из книг лишь сказанное другими, первый же узнает от пейоты посредством личного опыта. Один команч сказал: " Белый человек говорит об Иисусе. Мы говорим с Иисусом." Так человек имеет живой прямой опыт того, что он узнает, а это качественно отличается от выводов или слухов. Другими словами, пейотист - индивидуалист и импирицист; он верит только в испытанное им самим.

Пейотисткий принцип таков: "Единственный способ учится у пейоты - принимать его самого". Узнать сказанное другими интересно, но реально лишь испытанное непосредственно - то , что человек узнает от пейоты сам. Эта идея спасительного знания, получаемого через откровение (в данном случае через пейоту), а не через вербальное или письменное знание, сходна с доктриной средне-восточного тиостицизма. Простое поглощение пейоты само по себе не приносит знание. Для того, чтобы получить знание через пейоту, необходимо соблюдать должное ритуальное поведение. Человек должен быть чист физически, вымыт в бане и носить чистую одежду. Духовно, он должен избавиться от всякого зла. Психологически, человек должен осознавать свое личное несоответствие, скромность, искренность - тогда он получит благословение пейоты и сконцентрируется на нем.

Устройство типи для ритуала пейоты, с дверью на востоке. Большой полумесяц- земляной алтарь, с местом для "Отца" или "Вождя" Пейоты в центре; пересекающая его линия- Дорога Пейоты, от рождения (на юге) до смерти (на севере). На западной стороне алтаря находится свисток проводника из орлиной кости. В центре- устройство из палочек для огня. Маленький полумесяц к западу от огня сделан из пепла от костра. Участники сидят в круге вдоль стен типи и зажигают свои сигареты от одной палочки, изображенной к востоку от огня. Все находящиеся внутри круга предметы- Водяная Птица.

Дар языков

Пейота учит различными способами. Один из самых распространенных путей знания пейоты - увеличение чувствительности пейотиста по отношению к себе или к другим.

Увеличение чувствительности к себе выражается в увеличении силы самосозерцания. Сам аспект самосозерцания очень важен в пейотизме. Во время ритуала много времени тратится на самооценку. В конце концов человек обращается с безмолвной или вокальной молитвой к Богу, в которой он кается в своих грехах, обещая в будущем следовать по Дороге Пейоты (т.е. следовать пейотисткой этике) более тщательно. Если человек содержит в себе духовное зло, пейота заставляет его срыгивать, таким образом очищая его от греха.

Усиление чувствительности к другим выражается в том, что может быть названо умственной телепатией. Человек или знает, что думают другие, или чувствует , как на него влияют мысли других. С этим связан, в частности, такой феномен, как способность говорить на разных языках. Это происходит из-за того, что люди различных племен вместе участвуют в одном ритуале и каждый использует свой собственный язык. Пейота учит пониманию ранее незнакомого языка.

Например, во время ритуала каждый участник-мужчина поочередно пел по четыре песни. Недавно один виннебаго, сидевший рядом со мной, спел песню, которую я услышал на языке фоксов (язык фоксов алгонкинский, близкородственный языку меномини, которым пользуюсь я) так ясно и отчетливо, что я понял все слова. Когда он закончил, я наклонился над ним и спросил: "Как случилось так, что ты спел эту песню на языке фоксов, а не на виннебаго (сиукский язык, мне не понятный)?

"Я пел на виннебаго", - ответил он . На следующий день он подсел ко мне и предложил послушать повтор своей песни. На этот раз она была мне полностью не понятна, потому что пейота больше не действовал.

Второй основной путь, которому учит пейота - откровение, называемое видением. Видение получается из того, что человек ест пейоту при должных ритуальных условиях и получает силу, необходимую для связи с миром духов. Видение обеспечивает прямое знание (визуальное, слуховое или комбинацию обоих) о боге или каком-нибудь промежуточном духе, таком как Иисус, Дух Пейоты (персонификация пейоты ) или Водяная Птица . Природа видения зависит от личности и проблем человека. Типично следующее: человек может быть утешен, увидев или услышав какое-нибудь ранее неизвестное откровение пейотизма или умершего любимого человека, который теперь счастлив. С одной стороны, ему может привидеться способ решения повседневной проблемы; с другой стороны, он может быть убежден отказаться от злых мыслей и поступков или предупрежден, что ему необходимо покаяться.

Гармония и лечение

Третий путь учения пейоты - мистические знания. Он относительно редок. Он ограничен пейотистами определенного личностного типа, наиболее знающими членами церкви. Грубо говоря, у них есть то, что белые называют мистическим темпераментом. Эти пейотисты, в свою очередь, редко получают видения и склонны смотреть на них как на развлечения. Можно сказать, что мистический опыт состоит в гармонии всего непосредственного опыта с тем, что человек считает наивысшим добром.

Пейота обладает замечательной способностью помогать человеку получать мистический опыт в течении неопределенного периода времени, тогда как большинство других форм мистической дисциплины обычно являются делом минут. И действительно, я не имею представления о том, насколько долго я могу поддерживать такой диалог с пейотой, так как примерно через час он всегда прерывается какой-нибудь ритуальной деталью, которую мне необходимо совершить.

Каким образом пейотист достигает описанных мной необычайных результатов? Похоже, это зависит от физиологического и психологического воздействий пейоты. Физиологическое воздействие пейоты - в его лечебных свойствах. Много раз, имея различные расстройства, вызванные условиями работы в поле, после пейотной встречи я тут же возвращал себе хорошее самочувствие.

Другим физиологическим эффектом пейоты являются поразительное сокращение утомления. Например, хотя я не здоровяк, но приняв пейоту, я могу не утомляясь участвовать в ритуале, который требует, чтобы я сидел на земле со скрещенными ногами, когда спина не отдыхает, и без движения в течении 10-14 часов, при полном отсутствии пищи и воды.

Заключительные предостережения

Психологическое воздействие пейоты заключается в увеличении чувствительности к определенным нужным вещам. Это относится как к внешним, так и к внутренним раздражителям. Например, когда я нахожусь под влиянием пейоты, ритуальный огонь внешне имеет более интенсивные цвета. Во время непосредственных ощущений мне легче внутренне самосозерцать,

В то же время пейота снижает чувствительность к отрицательным внешним или внутренним раздражителям. Мне нужна лишь небольшая концентрация, чтобы не замечать посторонние шумы в типи или снаружи. Так же легко игнорируются посторонние внутренние чувства и эмоции

Так, однажды я написал в своем полевом дневнике: "Я мог игнорировать внутренние чувства. Я подумал, что без пейоты моя спина заболела бы от просиживания в одной позе всю ночь; это касается и скрещенных ног. Мой рот также, наверное, пересох бы."

Комбинация отсутствия утомления, увеличения чувствительности к положительным раздражителям и снижения чувствительности к отрицательным, может помочь человеку понять, как учиться у пейоты, особенно в условиях ритуала. Любому читателю, заинтригованному пейотой, необходимо сделать два предостережения. Во-первых, все это описание действия пейоты касается тех, кто принимает его как таинство в условиях ритуала. Описанные результаты экспериментального приема пейоты белыми людьми различны, но в действительности они часто становятся психологической травмой. Во-вторых, пейота - таинство Туземной Американской Церкви, которая отказывается допускать присутствие на ее ритуалах любопытных и твердо противостоит продаже или использованию пейоты для несакральных целей.

Дж. C. Слоткин

Перевод Щетько А

Slotkin J. S., The Peyote Way. "Tomorrow" 4, ╬3, 1956.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья