Этнография и антропология
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Хейока

Все, кто видел во сне культ Хейока, или Грома, должны были пройти особые церемонии, иначе на них обрушатся несчастья. О Хейока иногда говорят как о клоунах или сумасшедших, так как они часто делают вещи, противоположные естественному или ожидаемому.

Одним из наиболее характерных их дел является опускание рук в горячую воду и брызганье ею друг на друга, сопровождаемое жалобами на то, что очень холодно. До этого действа кожа натирается похожим на льняное масло соком некоторых корней, который, по словам участников, полностью защищает их от ожога. Говорят, что прежде Хейока брили одну сторону головы и иногда назывались "наполовину выбритые головы". Также они носили рубашку из оленьей кожи, украшенную вороньими перьями, и держали погремушки из рудиментарных отростков в виде пальцев, прикрепленных к палке.

Следующее сообщение дано Ситцем, которому сейчас 68 лет:

"Однажды весной, когда мне было около 13 лет, солнце стояло низко и надвигались дождь и гроза. Наш лагерь состоял из четырех типи. Я видел сон, что вместе с отцом и другими членами нашей семьи я сидел в типи, когда в центр круга ударила молния. Все были оглушены. Ко мне первому стало возвращаться сознание. Поблизости громко кричал сосед. Меня всего скрючило, когда я приходил в себя. Пришло время выводить лошадей, что я и сделал. Придя в себя, я начал понимать, что произошло, и что полностью оправившись, я должен пройти церемонию Хейока. Я слышал, как глашатай кричал об этом, но не был уверен, что это происходит на самом деле. Я знал, что мне предназначено испытать Хейока. Я сказал отцу, что видел Птицу Грома. "Хорошо, сын, - сказал он. - Ты должен пройти через это". Мне было сказано, что если я стану Хейокой, я окончательно поправлюсь. Если я не пройду эту церемонию, то буду убит молнией. После этого я понял, что соблюдая правила церемонии, я должен рассказать о том, что пережил. Еще я увидел во сне человека с ниспадающими до земли волосами, а над его спиной в беспорядке летало много птиц. Он был раскрашен красным: на руках и ногах были продольные отметки с развилками на концах. На его лице сидели головастики и стрекозы. Он нес обмотанный сухожилиями лук с четырьмя красными стрелами. В одной руке он нес что-то, облепленное лошадиными мухами; потом это оказалось погремушкой из рудиментарных отростков.

В Хейока мне было приказано сделать себя как можно более похожим на этого человека из сна. Поэтому был изготовлен головной убор из перьев, с длинным шлейфом. На лице и теле я нарисовал головастиков и стрекоз. В одной руке я нес погремушку из рудиментарных отростков, а через плечо - нить из них же. Когда все было готово, я вышел и танцевал по лагерю с другим Хейока, сотрясая погремушками и кружась. В это время набежало облако и дело шло к дождю, но после того, как мы остановились, оно поспешно удалилось. Затем я снял все свои регалии, в которых я находился в церемониальном типи. Старый Хейока взял вещи и оставил их на высоком холме в качестве жертвы. Он сказал, что в церемонии я все делал как следует и что теперь все будет хорошо. После этого перед надвигающейся бурей мне не было ни тяжело, ни страшно. Поэтому я считаю, что в этих знаниях было много правды.

Вот так все надо делать. Ты должен дать пир и пригласить Хейока. Так я и сделал. Я рассказал им все о моих снах. Затем мной занялись два Хейока, приготовили мои регалии, дали мне указания и присутствовали со мной до конца.

Существует два вида Хейока, один из которых - сумасшедшие, или дураки. К ним относился и я. Принимая новых членов, они наполняли котел кипящим мясом. Затем все погружали в него свои руки, чтобы вытащить лучшие куски. Среди них имеются два носителя котла, которые приносят его в церемониальное типи. Хейока танцуют вокруг него, распевая песни Хейока. Они собирают корни, которые разжевывают и натирают этим свои руки и тела. Когда лидер поет, все готовятся и, обнажая свои руки, толпятся вокруг котла, подшучивая друг над другом. Кто-то набирает воду из котла в ладони и выплескивает ее на лица других. Затем они опускают свои руки в котел и роются в супе. Я тоже прошел через это. Снадобье защищает руки от ожогов."

Все Хейока получают вакан сны, каждый владеет особой песней. Говорят, что во время своих клоунских действий каждый Хейока поет свою собственную песню, и таким образом создается большой гам. Ни один другой культ такой практики не имеет.

Доктор Дж. Уолкер в своем еще неопубликованном труде утверждает, что термин "Хейока" относится к любому существу, которое действует противоестественно. Иктоми и Каскан - оба Хейока, так же как и любой человек, который видел существо Вакиньян или имел от него видение. Некоторые считают, что Четыре Ветра - Хейока, другие - нет.

Мистер Истман описывает, с некоторыми подробностями, церемонию восточных дакота, которая напоминает церемонию оглала и приводит индейский рисунок "Хаока, или противоестественного божества". Интересное описание, приведенное Дж. О. Дорсей, вероятно основывается на сообщениях информаторов оглала или брюле. В дополнение к вышесказанному, мы полностью цитируем замечательное описание, приведенное доктором Уолкером: "Когда кто-то ищет видение и видит молнию или Птицу Грома, такой человек впоследствии должен перед публикой имитировать Хейоку клоунадой, абсурдной в словах и действиях. Особое действие, которое он должен осуществить - это выхватить мясо из кипящего котла голыми руками и преподнести его кому-либо. Такой человек также обладает силой выводить других из затруднительных ситуаций и ему разрешают выступать посредником в ссорах или спорах и улаживать разногласия. Когда во время поиска видения кто-то видит молнию или Птицу Грома, он возвращается в лагерь и сообщает об этом своим наставникам, которые затем говорят поставить типи в центре лагеря. Это должно быть старое, изношенное типи, и чем оно более непригодно для использования из-за своей ветхости, тем лучше. Получив видение, человек вместе со своими наставниками проходит церемонию потения, после чего рассказывает им о своем видении. Они входят в типи, где наставники истолковывают сообщение и советуют ему, что он должен в соответствии с ним делать. Обязанность следовать советам в таких случаях более строга, чем в случаях любых других видений. Если кто-то не выполнит данный совет, Хейока посетит его и нашлет на него несчастье, может быть даже смерть.

Кроме того тот, кто получил такое видение, носит особый знак ненависти Птицы Грома. Она всегда ищет такого человека, и взгляд ее глаз (вспышка молнии) может упасть на него самого или на его типи, лошадей или на любую другую вещь, принадлежащую ему, поэтому он живет в постоянном страхе перед молнией. По этой причине он более или менее осторожен и может стать замкнутым и апатичным и проводить много времени в одиночестве. Он делает много подношений Птице Грома и Хейока, а его песни, которые он исполняет один, адресованы этим существам. После того, как наставники перевели и дали указания, он устраивает церемониальный пир, который должен готовиться в старом типи. Все Хейока-возепи лагеря обязаны помогать в подготовке и проведении этого пира. Этот пир предоставляет возможность повеселиться всем присутствующим. Женщины убивают и готовят несколько собак и разводят огонь в старом типи, достаточно большом, чтобы разместить в нем котлы для варки собачьего мяса. Другая пища может готовиться на кострах вне типи. Хейока-возепи якобы помогают женщинам во всем этом, что противоречит обычаю, согласно которому мужчины не помогают женщинам в их работе, предоставляя людям повод для смеха. Во время этой помощи Хейока-возепи ведут себя как шуты, делая обратное тому, что надо, шутя или делая все комично. Они обычно одеваются клоунами. Некоторых из Хейока-возепи назначают присутствовать при готовке собак. Их считают самыми остроумными. Когда варят собачье мясо, кто-нибудь может войти в типи и сделать что-нибудь забавное.

Тот, кто дает пир, должен принять активное участие в Хейока-возепи, и все другие Хейока-возепи могут сыграть над ним какую-нибудь шутку, чтобы сделать его смешным. Все это время его наставники наблюдают за ним, следя за тем, чтобы он совершал свои действа должным образом. Если он не поступает согласно их советов в толковании его видения, он должен еще раз повторить пир. Иногда он должен дать несколько пиров, пока не будет объявлено, что он действовал в соответствии с видением.

Когда объявляют, что собачье мясо готово, Хейока-возепи вынимают его из кипящих котлов голыми руками и раздают людям. Те, кто хотят получить мясо, должны подойти к посуде, где их могут быстро обслужить. Дающий пир должен достать из котла горячее мясо и, если он обожжет руки, то должен дать еще один пир. До начала раздачи мяса Хейока-возепи призывают Хейока и готовятся, окуная свои руки в настой из какого-то растения, который покрывает их руки слизистым слоем и защищает их от кипящего содержимого котла. Они повторяют это до тех пор, пока не будет достигнута необходимая защита.

Иногда случается, что наставники истолковывают видение так, что тот, кто его получил, должен сделать какую-нибудь неприятную или ужасную вещь. Если это действо касается жизни, и люди видят такого Хейока-возепи сомневающимся и выглядящим мрачным, они кричат ему делать то, что ему было приказано. Хейоке-возепи могут даже посоветовать убить мужчину, женщину или ребенка: в этом случае он должен повиноваться, и пока он не сделает этого, люди его осуждают за то, что он не слушается совета.

Если этот человек согласно такому совету лишает кого-либо жизни, он может представить все как защиту, чтобы избежать мести друзей убитого.

Быть Хейока-возепи - несчастье, которого все боятся, так как такой человек не слишком уважаем и должен все время вести себя как клоун. Однако бывало, что Хейока-возепи так развивал свое остроумие, что завоевывал расположение и доверие людей и становился среди них большим человеком.

Кларк Уисслер

C. Wissler, "Societies and Ceremonial Associations in the Oglala Division of the Teton-Dakota".
Antropological Papers of the American Museum of Natural History, Volume XI, Part I, New York, 1912.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья