Не персе: воины и сновидцы
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Историческая справка

Не персе (Nez Perce) ("ни-ми-пу" ("люди") или "тсуп-нит-па-лу" ("выходящие люди"), как они сами себя называют), издревле населяли обширные территории центрального Айдахо, юго-восточного Вашингтона и северо-восточного Орегона. Их предки появились в этом регионе 11 тысяч лет назад. Они были бродячими охотниками и собирателями, которым часто служили укрытием скальные навесы, такие как Уэйское скальное убежище вблизи Коттонвуда.

От 2500 до 4500 лет назад они стали проживать в постоянных селениях, состоящих из наполовину скрытых в земле домов, чаще всего расположенных по берегам рек. Постепенно земляные жилища преображались, превращаясь в крытые тростниковыми циновками убежища, а затем - в крытые циновками длинные дома в 100 футов длиной. Кожаные типи были заимствованы с востока, предположительно от кроу. Начиная с 1730 года, когда в этой области появились лошади, типи стали приобретать большие размеры, поскольку усовершенствовался способ их транспортировки.

Большую часть года не персе передвигались с места на место в поисках пищи. Шкуры животных служили им для изготовления одежды и типи. Для украшений они использовали лосиные и бобровые зубы, игры дикобраза, перья и костяные бусы, а также бусы и диски из раковин, которые они получали в результате торговли с прибрежными племенами. Серьги в ушах и узкие меховые полоски для волос носили как мужчины, так и женщины. Весной в низовьях рек, а летом - в их верховьях не персе занимались рыболовством. Пищей служили кета, чинукский лосось, угорь, нерка, осетр и другая рыба: их сушили и заготавливали впрок. Рыболовство давало им половину всей пищи. Весной и летом в низовьях и верховьях рек добывали различные коренья. Наиболее значительными из них были камас, коус и горький корень (биттеррут). Их ели сырыми, печенными и растирали в муку, из которой делали небольшие лепешки. В пищу употреблялись черника, рябина, дикая вишня, а также другие ягоды и растения. Пищевые припасы хранили в конопляных мешках и корзинах.

Когда наступали сезоны первых корней или первого лосося, их отмечали церемониальными пиршествами, воздавая благодарность Творцу и обеспечивая тем самым будущее благополучие. Было обычным делиться друг с другом, особенно во времена нужды, и гостям всегда были рады.

Ни-ми-пу никогда не были многочисленны. Их численность никогда не превышала семи тысяч человек. Около 1700 года они насчитывали 1700 человек, проживающих приблизительно в 125 постоянных деревнях. Каждым селением руководил совет во главе с вождем. Несколько деревень, находившихся поблизости одна от другой, составляли группу (бэнд), а несколько групп могли образовывать конфедерацию. У любого из этих объединений был совет и руководитель. Должность предводителя была наследственной, но он также мог быть назначен советом. Совет и вождь совместно руководили селением или группой, однако любой человек в группе был волен не соглашаться и идти своим путем.

Около 1700 года ни-ми-пу уже немного знали о белых людях. Как утверждают ранние исследователи, некоторые люди носили денталии, которые вставляли в носовые перепонки. Французские трапперы назвали их Nez Perce (Nay Pairsay), что означает "проколотые носы". Это название ошибочно, так как прокалывание носов не было традиционным для не персе. Однако, это название прижилось, и в настоящее время произносится как "нез перс".

герб Не персе

Когда ни-ми-пу были вынуждены выступать с оружием в руках против других племен и против белого человека, мужчины и женщины племени отличались храбростью в войне. Однако, начиная с 1805 года, когда Льюис и Кларк впервые встретили это племя, и вплоть до 1877 года не персе поддерживали мирные отношения с белыми людьми. Договор 1855 года, заключенный с не персе губернатором Исааком И. Стивенсом, закрепил за племенем большую часть его традиционных земель. Индейцы разрешили нескольким поселенцам проживать в их резервации, но когда в начале 1860-х годов там было найдено золото, старатели и поселенцы стали проникать на их земли. Не персе, которые взывали к соблюдению договора 1855 года, вступили в конфликт с белыми нарушителями. Это привело к договорному совету 1863 года, который "утвердил спорные границы резервации". Согласно этому договору, резервация не персе площадью в 7,5 миллионов акров сокращалась до 757 тысяч акров. Не все не персе подписали договор 1863 года. Многие индейцы отнеслись к нему как к "воровскому договору", вызвавшему конфликт внутри этого народа. Семьи и друзья разделились. Отказавшиеся стали известны как "недоговорные не персе", а тех, кто принимал условия белых людей называли договорными индейцами. В 1877 году правительство США попыталось силой переселить недоговорных не персе в резервацию. Последовавшая за этим война, которую возглавили такие прославленные лидеры не персе, как Джозеф, Зеркало, Белая Птица, Тухулхулсоте, Пять Ран, Желтый Бык и Радуга, закончилась окружением и пленением большей части этих не персе у Биэр По в Монтане, после их 1700-мильного четырехмесячного отступления с боями в Канаду.

В 1887 году Конгрессом США был утвержден Генеральный Распределительный Акт Доуса, или "Собственнический Акт". Согласно этому акту каждый член племени получал небольшой участок земли. В 1893 году не персе были вынуждены подписать соглашение, согласно которому вся нераспределенная земля (за исключением 34 тысяч акров заповедных земель) была объявлена "излишками" и отторгнута правительством для фермерских участков. 18 ноября 1895 года нераспределенные земли были отданы поселенцам. "Собственнический Акт" сократил земли не персе до 86 500 акров, что составляет менее 12 % от территории, закрепленной за ними по договору 1863 года.

Перевод Щетько А., Ясененко О.
По материалам рекламных проспектов из резервации Лапуай.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
     

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

ГЛАВ. АЛЬМАНАХА