Этнография и антропология
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Палеоиндейцы в Сибири и на Дальнем Востоке

Предки современных индейцев оставили многочисленные следы своего пребывания на территории восточной России - в Сибири и на Дальнем Востоке. Прежде всего, это знаменитая Дюктайская пещера в Якутии, Ушковское озеро на Камчатке, где был найден древний прообраз индейских вампумов, различные места севера Якутии и Чукотки. Находки в земле Сибири и Дальнего Востока позволили русскому археологу Ю.А. Мачанову проследить путь древних людей из района Прибайкалья и Южной Якутии через Чукотку на Американский материк. Предположительно, это переселение происходило 35000-30000 лет назад, а может быть, еще раньше. Некоторые современные археологические находки в Америке отодвигают время появления первых людей на этом континенте до 40000 лет назад. Возможно, если существовал древний материк Арктида, то часть палеоиндейцев переселилась с него прямо на Американский материк, минуя Сибирь и Дальний Восток.

Так предполагал ученый Герман Вирт (подробнее см. "Первые Американцы", 1996 /N1). Возможно, что основная часть переселенцев попала в Америку после этой первой волны, спустившись сначала из Арктиды в район Южной Сибири и, передвигаясь через Дальний Восток и Берингийский перешеек, попала в Новый Свет.

Бросается в глаза сходство во многих элементах материальной и духовной культуры народов Сибири и Северной Америки - близкие мотивы в одеждах, формах жилищ, и даже в мифологии, но при этом явное различие языков и антропологических типов. При известной степени похожести на сибиряков, американские индейцы обладают своими, ярко выраженными антропологическими и физиологическими особенностями. Все попытки провести параллели между языковыми семьями Евразии и Нового Света пока выглядят натянутыми. Это говорит о том, что древние обитатели Сибири не были типичными монголоидами и не были похожи на современные сибирские народы. Например, найденные на берегах Ангары человеческие черепа эпохи неолита напомнили знаменитому американскому археологу и антропологу Алешу Хрдличке черепа народа шошонов, обитающего на западе Северной Америки.

Однако, вряд ли все население, принадлежавшее к этому расовому типу, покинуло Сибирь, не оставив следов в антропологическом облике позднего населения. Нет, такие следы есть. Возможно, они обнаруживаются в антропологическом типе народа кетов, живущих ныне на нижнем Енисее. Своим обликом они весьма отличаются от более монголоидных соседей. Высокорослые, сухопарые, с удлиненными лицами и орлиными носами, кеты всем своим видом напоминают североамериканских индейцев. На это уже давно обратили внимание ученые-антропологи: вокруг кетов существует масса различных теорий, одна из которых говорит о расовом родстве кетов и индейцев. Иногда подобные типажи можно встретить и среди других народов Сибири, например у эвенков и якутов. Это можно объяснить смешением остатков древнего палеоиндейского населения с пришедшими позднее предками современных сибирских народов.

В эпических сказаниях коренных американцев иногда встречаются странные мотивы. Это туманные воспоминания о каких-то переселениях через Большую Воду, через лед и т.д. Может быть, это память о древнем пути переселения через Берингов пролив. В этом отношении особенно интересен "Красный перечень"("Валам Олум") - эпические сказания ленапов. "Валам Олум" можно считать общеалгонкинскими преданиями, наиболее полно сохранившимися у народа ленапов. Вот что пишет А.В.Ващенко в своей книге "Историко-эпический фольклор североамериканских индейцев":

"Необычно из-за мифологической конкретики содержание песни III "Красного Перечня" - в ней рассказывается о начале древнего исхода ленапов из земли Черепахи в землю Змеев (или на остров Змеев). Основной мифологический мотив песни IV - мотив "перехода по льду"; как показывают разыскания ученых, он тоже является общеалгонкинским и был, в частности, зарегистрирован Скулкрафтом в связи с миграциями племен шауни и кикапу: "Среди множества знаков божественного расположения, которым они в прошлом пользовались, был дар передвигаться по поверхности океана. Благодаря ему, они перебрались в Америку..." Скулкрафт интерпритирует этот фольклорный мотив в духе концепции исхода ленапов непосредственно через Берингию, что было модным непосредственно до конца прошлого века и даже отозвалось в рассуждениях некоторых авторов последнего юбилейного издания "Красного Перечня". В общем, можно сказать, что в области индейских эпических сказаний исследователя ждет еще много интересного.

Вероятно, имели место и обратные передвижения населения. Например, Л.Н.Гумилев высказывал мнение, что в III-II тысячелетиях до нашей эры индейцы пересекали Берингов пролив и, попадая в Сибирь, добирались до Минусинской котловины. Об этом свидетельствуют американоидные черты в сибирских могильниках того времени. В 1967 году на западном Урале было обнаружено захоронение типичного палеоиндейца, относящееся ко II тысячелетию до нашей эры.

Это говорит о том, что возможно в Северной Америке происходили какие-то процессы, заставившие часть населения перебраться через Берингов пролив в Евразию. Может, это был голод, межплеменные войны, природные катаклизмы, изменение климата и т.п. Чтобы окончательно прояснить эти вопросы, потребуется глубокое изучение древней истории Сибири и Дальнего Востока.

Штыкан О.Ю.

Источники:

  1. Ващенко А. В., Историко-эпический фольклор американских индейцев. М., 1989.
  2. Дугин А. Г., Гиперборейская теория. М., 1993.
  3. Варшавский А.С., Колумбы каменного века. М., 1978.
  4. Кондратов А. М., Следы на шельфе. Л., 1981.
  5. Гумилев Л. И., Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993.
  6. Итс Р. Ф., Камень солнца. Рассказы этнографа. Л., 1974.
  7. Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири. М., 1951.
  8. Окладникова Е.А., Модель Вселенной в системе образов наскального искусства тихоокеанского побережья Северной Америки. СПб., 1995.
  9. Ларичева И. П., Палеоиндейские культуры Северной Америки. Новосибирск, 1976.
  10. Богораз-Тан В.Г., Древние переселения народов в Северной Азии и Америке //СМАЭ, 1927, Т. 6.
  11. Диков Н. Н., Древние культуры Северо-Восточной Азии. М., 1979.
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья