Этнография и антропология
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Шошонская полиандрия 1  

Полиандрия шошонов Невады обеспечила новый взгляд на нее. У эскимосов, тибетцев и тода она, вероятно, связана с преобладанием мужчин в численности населения, причиной которого был женский инфантицид. Однако, если достаточной причиной полиандрии было одно преобладание мужчин, она должна иметь место в обществах, имеющих избыток мужчин из-за частой полигамии. Вместо этого в таких обществах бывает обычно только временное расширение половых привилегий мужа перед другими мужчинами, как например у ванума восточной Африки и некоторых австралийцев, и поэтому можно предположить, что следующим условием полиандрии является отсутствие факторов, которые повсеместно могут предотвратить ее. То есть, социальные, экономические и юридические институты первоначально дают мужчине монополию супружеских, если не только половых привилегий в каждой семье. В полиандричных обществах все эти факторы должны быть слабы2   или наличием неженатых мужчин должен быть достаточно сильным, чтобы попрать их левират, похоже, часто был входящим клином.

Шошонская полиандрия понятна только если рассматривать ее как функцию социальной структуры, не содержащую факторов, возвышающих позицию мужчины в семье. Не было ни женского инфантицида, ни частой полигамии, приводящих к преобладанию мужчин и, насколько можно определить, соотношение мужчин и женщин не было ненормальным. Присутствовала просто необычайная простота социальной структуры, которая отношения обоих полов к многоженству почти одинаковым.

В экономическом аспекте мужчины и женщины делали в хозяйство почти равный вклад. Сбор женщинами орехов и других диких плодов был также важен, как и охота мужчин. И действительно, растительная пища была главной и постоянной, а дичь – только случайной и ограниченной в количестве, поэтому женский вклад в питание соперничал с мужским вкладом оленьей кожей и другими желанными вещами. Более того, экономическая жизнь не обеспечивала прав собственности, дававших преимущество какому-либо полу.

Социальная структура была так проста, что ни один из полов не мог достичь главенства через соединение с группами вне семьи. Из-за низкой плотности населения и огромных расстояний, на которых надо было добывать пищу, шошоны были разбросаны ло обширной территории и группировались маленькими общностями от двух до пятнадцати семей каждое. В течение большей части года семьи путешествовали в одиночку в поисках пищи. Социальные связи с людьми вне общности были редки, большие собрания были возможны редко и была неизвестна какая-либо реальная общинная организация. Неусложненное кланами, обществами, возрастными кланами или другими группировками, членство в которых могло поднять престиж человека, социальное поведение индивидуума регулировалось почти исключительно семьей, в которой полы были равны. Очень слабая власть деревенского лидера давала преимущество только одному человеку.

Однако, полиандрия обычно была фратернальна. 3   Ее должно понимать как функцию семейной договорной природы брака, этот факт подчеркивается преобладанием сорората, левирата и предпочтительного брачевания. Брак с кросс-кузиной (дочерью сестры отца) или, в некоторых местах, псевдо кросс-кузиной (падчерицей сестры отца) был предпочтителен. Когда две семьи были уже связаны браком, сестра или брат одного из супругов предпочитали сочетаться браком с братом или сестрой другого, или два брата женились на двух сестрах. В таких случаях две пары первоначально жили, работали и путешествовали вместе.

Сорорат требовал не только чтобы вдовец женился на сестре своей умершей жены, но чтобы вторая жена, взятая им при жизни первой, была ее сестрой. Также левират требовал не только, чтобы вдова выходила замуж за брата своего умершего мужа (младшего или старшего), но чтобы второй муж, взятый при жизни первого, был его братом. То, что фратернальная полиандрия не часто сопровождается левиратом, является необычайной вещью. Подозревается, что она могла в действительности быть более общей, чем предполагается.

Логическим венцом этих обычаев был бы вид ограниченного группового брака: два брата разделяют двух жен, как это есть у поуни и тода. Однако шошонам он был неизвестен.

Хотя географические границы полиандрии неизвестны, ее центром, вероятно, была центральная и восточная Невада и достигала шошонов южного Айдахо. Она определенно не практиковалась шошонами южной Невады и примыкающими северными пайютами. Ее пример, однако, сообщен о южных пайютах Панака, Невада.

Получение примеров было затруднено дезинтеграцией современной аборигенной культуры шошонов, но следующие зарисовки проливают на нее некоторый свет.

В долине Соснового ручья и в Бриллиантовой долине, к югу от Илко, Невада, множественные мужья всегда были братьями, их никогда не было больше двух и младший в будущем не ожидал брака с другой женщиной. Дети называли обоих упу, отец. Называние каждого хаи, брат отца, означает, что он не имел половых привилегий с матерью. Термины "зять", "невестка" демонстрировали влияние как полиандрии, так и полигинии. Информатор из Бриллиантовой долины вспомнил двух полиандрических женщин, одна была его собственной матерью, другая – женщиной из-под Гамильтона. Он считал одного из мужей своей матери, местного лидера, своим настоящим отцом, но не мог объяснить своего предположения. Он был убежден, что во всех случаях множественного замужества, один муж всегда отсутствует, охотясь. О подобной полиандрии сообщили в Долине Степной. Информатор, считает, что в сравнительно недавнем примере полиандрии мужья не были родственниками. Женщина оставила обоих полиандрических мужей и теперь вышла замуж за другого человека.

В долине Родника, к востоку от долины Степной, где шошонская территория граничила с госиютами , заявили, что хотя полиандрия могла быть фратернальной, иногда у кузенов была общая жена. Это было единственное место, в котором считалось, что женщина могла иметь трех мужей. Здесь также всех мужчин дети называли "отец".

Маленькая Дымная долина на западе имела ослабленную полиандрию. Информатор наблюдал один пример и считал, что были другие, в которых мужчина после женитьбы приводил своего младшего брата, который жил с ним и его женой. Женщина готовила для обоих мужчин, но младший спал с ней только тогда, когда другой отсутствовал. Такое устройство было, очевидно, временным, младший брат рассчитывал в будущем жениться на другой. Более того, дети называли младшего брата братом отца, хаи.

Во всех местах, кроме последнего, полиандрический брак заключался с постоянными намерениями. Оба мужчины имели равные права, оба назывались "отцом" и биологическое отцовство было безразличным.

О соседних шошонских группах сообщено два примера. Шошоны реки Снейк вспомнили пример баннокской женщины из Айдахо, вышедшей замуж за двух братьев, и все трое обычно спали вместе. В конце концов брак распался, каждый мужчина женился на другой женщине. Шошонская женщина у Форт Холла также вышла замуж за двух неродственных мужчин, а потом отделилась от них.

Шошоны Ely описали пример полиандрии у южных пайютов Панака, Невада. Женщина вышла замуж за двух братьев, один или другой из них постоянно отсутствовал. Когда оба были дома в одно и тоже время, один из них спал в фургоне.

Мы не можем ничего сказать об относительной частоте полиандрии или получить реальную картину ее места в естественной жизни. Она, похоже, не была всеобщей, что подтверждается ее влиянием на слова "зять" и "невестка", и определенно не вызывала общественного осуждения. Обсуждая ее, современные шошоны, которых конечно убеждают в важности моногамии, всегда от души смеялись и рассуждали о том, как ее могли достигать. Было общее убеждение, что один муж как-то всегда умудрялся отсутствовать охотясь, а другой был дома. В той степени, в которой это правда, полиандрия была быстрой сменой супругов или заменой одним мужчиной или братом другого, который отсутствовал, а не одновременным обладанием матримониальными привилегиями.

Эти данные, похоже, указывают, что шошонское общество было среди очень немногих в мире, где относительное отсутствие женской ревности или важности, которое делает так широко возможным мужскую полигинию, дополнялось сравнительной слабостью ревности и важности у мужчин. Очевидно, монополистическое чувство было развито слабо; это самое чувство, доминируя в мужчине, делает его в большинстве культур не терпящим соперника в доме.

Бюро американской этнологии. Вашингтон.

Примечания

1. Эти данные были получены во время полевой работы среди шошонов в 1935 г. Эта работа финансировалась Калифорнийским университетом и Общественным Советом научных исследований.

2. Полиандрия у найяр Малабара, которые возможно, иногда хотя не всегда были фратериальны, существовала в обществе, где статус женщины усиливался матрилинейными институтами ( A. Aiyappa, Nayar Polyandry. Man, vol. 32, № 99, pp. 78-79, 1932). Однако фратриальная полиандрия была общей у друидских племен южной Индии, где исследование патрилинейно (L.K. Ananthakrishna Iyer, Nayar Polyandry. Man, vol. 32, № 320, pp. 269-70, 1932).

3. Очень похожая фратернальная полиандрия была зарегистрирована Лессером у поуни, вичита, кичаи, арикара и команчей. Последние особо интересны, так.как язык команчей почти подобен шошонскому. См: Александр Дессер "Левират и фратернальная полиандрия у поуни (Мен, том 30, № 77, стр. 98-101, 1930).

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
     

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

ГЛАВ. АЛЬМАНАХА