Сражающиеся шайены
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

5. Битва на Волчьем ручье, 1838 год

Магические стрелы были самой священной собственностью шайеннов, и во всем лагере не было человека, которому оказывались большие почести, чем хранителю магических стрел. Но даже и его священный характер не всегда помогал ему, когда требования выдвигались младшими воинами.

Спустя несколько лет после захвата воинами пауни стрел в 1830 году, один шайенн был убит соплеменником, и в связи с этим необходимо было провести церемонию обновления стрел. До этого ни одна военная партия не могла надеяться на успех, выйдя на тропу войны. Случилось это как раз в то время, когда солдаты тетивы лука / Him a tano'his / страстно желали пойти в поход. Они хотели, чтобы стрелы были восстановлены сейчас же, после чего они сразу бы выступили на военную тропу. Но Серый /Раскрашенный/ Гром, хранитель стрел, выслушав их, сказал, что ни время ни место не подходят для церемонии, и посоветовал воинам повременить с походом. Длительные споры не дали никаких результатов, и тетивы лука велели Серому Грому все же восстановить стрелы. Он отказался, и тогда воины набросились на него и били плетками и рукоятками до тех пор, пока он не пообещал выполнить их требование. Серому Грому было тогда более 70 лет, и он обновил стрелы, как было приказано. Но перед самой церемонией он предостерег воинов тетив лука, что первый после обновления их поход на войну потерпит неудачу.

В это время южные арапахо (1), которые стояли лагерем вместе с шайеннами, проводили обряд Магической Палатки. Человек, который дал клятву этого обряда, лежа на животе на земле, имел видение и пророчествовал. Он сказал:"По окончанию этого танца Магической Палатки мы соберем большой военный отряд и пойдем воевать". Слова эти относились не только к арапахо, но также и к шайеннам. Во время проведения церемоний и танцев еще один человек закричал:"Обождите, обождите! Пусть все остановятся и затихнут! Вы, воины, которые говорите о военном походе, и вы, воины тетивы лука, не ходите никуда. Я видел головы /скальпы/, которые направлялись в лагерь со всех сторон, но я не думаю, что это головы врагов. Мне кажется, они принадлежат нашему собственному народу. Не место здесь Магической палатке, из которой течет кровь".

Многие люди услышали слова этого человека, но тем не менее, небольшие партии молодых воинов начали понемногу ускользать из лагеря. Шайенны были упрямым своенравным народом, и когда они желали что-либо зделать, они делали это, игнорируя даже церемониями и нарушая древние законы.

После церемоний большой лагерь начал понемногу расходиться, но человек по имени Полое Бедро (2) по-прежнему призывал к войне. Он говорил:" Почему нам не идти воевать? Это очень плохо - жить подобно старику. Каждый человек умирает только один раз". Медведь Наверху (3) также подстрекал к военному походу, и в конце-концов они собрали маленький отряд из воинов тетив лука, в котором были четыре противоположных (4), и трое прислуживающих вышли вперед, чтобы жарить мясо на весь отряд. Пройдя какой-то участок пути, они обнаружили следы небольшого отряда, который прокрался из лагеря к ним, и немного спустя догнали их. Теперь отряды, движущиеся вместе, насчитывали 42 человека, и все они принадлежали к тетивам лука. Они намеревались направиться к югу в поисках лагеря кайова и команчей, там угнать лошадей и, по возможности, захватить несколько скальпов. Все были пешие.

Поначалу им попадалась на пути только мелкая дичь, и они были вынуждены съесть тот запас, который несли с собой. Измученные, они вскоре все же выследили дичь покрупнее, но на нее истратили большинство своих стрел. Путешествуя много дней, они наконец обнаружили кайова, команчей и апачей в долине р.Уошито. Там отряд спрятался в лощине, выслав двоих разведчиков на вершину утеса, где те залегли и стали наблюдать за лагерем в долине.

Рано утром следующего дня один кайова вышел на охоту раньше других, и когда он проходил по утесу, увидел головы двух разведчиков, когда те выглядывали из травы. Охотник подъехал поближе, чтобы получше разглядеть этих людей, и в это время они выстрелили в него, но промахнулись. Одна пуля попала в коня и ранила его. Разведчики-шайенны бросились на врага, чтобы убить его, но прежде, чем они достигли его, лошадь поднылась на ноги и унесла всадника прочь. Кайова вернулся в лагерь, и, показывая на своего коня, рассказал, что в него стреляли два врага.

Кайова и команчи схватились за оружие и поскакали к тому месту, где был атакован охотник. Они обнаружили несколько следов, но трава здесь была высокой, и двигаться по следам пеших людей не представлялось возможным. Поэтому кайова рассыпались по окрестностям и начали высматривать с холмов врагов. Sa tanka во главе большого отряда двигался на северо-запад, но не обнаружил ни одного следа шайеннов. После безуспешных поисков кайова повернули обратно к своему лагерю, но по пути назад один мексиканский пленник обнаружил бруствер из камней, спешно возведенный у входа в лощину. Знаками он сразу же сообщил о находке остальным воинам. Но другие кайова рассказывают, что сигнал был подан зеркалом, и что когда они посмотрели в том направлении, они увидели шайенна, который стоял на холме и подавал им сигналы одеялом, призывая к себе. Случилось, вероятно, так, что мексиканец обнаружил шайеннов, а те, видя, что они раскрыты, и желая продемонстрировать свою храбрость, привлекли внимание других партий кайова, направляя на них зеркало и размахивая одеялом, чтобы те подошли и сразились с ними.

Кайова окружили позицию шайеннов, и в течении некоторого времени длилось сражение. Однако потом, как расказывали кайова, боеприпасы у шайеннов закончились, они были атакованы и все погибли. Кайова сняли скальпы с шайеннов, но оставили оружие и одежду. Джеймс Муни говорит, что в шайенском отряде было 48 человек, и что один из них задушился веревкой, чтобы избежать плена (5). Свидетельства шайеннов ничего не сообщают об этом. Кайова потеряли шестерых убитыми, что, очевидно, свидетельствует о том, что у тетив лука почти отсутствовали патроны. Это сражение имело место в 1837 году, и по словам Муни, бой произошел на маленьком притоке Скотт-крик верхнего рукава Норт-Форк реки Ред-Ривер, на Техасском Выступе.

Шайенны ничего не знали о судьбе воинов тетив лука, так как ни один из них не спасся и не принес вести домой. Спустя некоторое время после этого боя отряд южных арапахо пошел куда-то торговать, вероятно, к форту Эдоуб, а не к Форт-Бент. Шайенны и арапахо были в эти дни постояноо у Бентов, и кайова и команчи не рискнули бы идти торговать туда, где они, наверняка, встретили бы врагов. Приближаясь к торговому посту, арапахо увидели много команчей, кайова и апачей, стоявших там лагерем и проводивших военные танцы. Арапахо подошли посмотреть поближе, и среди скальпов, с которыми воины танцевали в кругу, они узнали волосы Красныз Следов и Ушей Койота, которые выделялись по длине, красоте, прическе и привязанным к ним украшениям. Но никто из арапахо ничего не сказал.

С арапахо был один сиу по имени Длинная Палатка. Посмотрев военный танец, он оставил арапахо и выступил в направлении лагеря шайеннов, чтобы рассказать об увиденном. Достигнув цели, он поведал обо всем, что видел и слышал, о том, что враги убили и скальпировали тетив лука, но не забрали оружия и одежды у мертвых. Услышав такие вести, из этого лагеря были отправлены бегуны во все остальные лагеря, чтобы разнести новость шайеннам. И когда там услышали обо всем, люди возжелали отомстить за такую несправедливость. Самым отдаленным лагерем был лагерь O mis'sis, и они тоже послали весть, что присоединятся, как только будет возможно. В то время они ловили диких лошадей и вскоре были у Хорс-Бьютт, одинокого почти квадратного холма близ излучины р.Платт (6).

Ранней зимой Дикобраз-Медведь, вождь солдат-собак, отправился из лагеря в лагерь, чтобы договориться о сборе воинов для похода против кайова. У него с собой было виски, которым он угощал вождей всех лагерей, куда приходил, и в большом лагере на Саут-Платт многие индейцы напились огненной воды. В последовавшей ссоре с мужчинами этого лагеря двоюродный брат Дикобраза-Медведя и Маленький Ручей начали драться. Вдвоем они катались по земле, пытаясь ударить друг друга, когда вдруг брат Дикобраза-Медведя закричал, призывая его помочь. Дикобраз-Медведь, тоже пьяный, поначалу сидел спокойно и распевал песню, но потом вдруг внемля настойчивым призывам своего двоюродного родственника, вскочил, вытащил нож и вонзил его в Маленького Ручья, который находился как раз сверху и бил соперника. После этого Дикобраз-медведь позвал еще и всех своих родственников и попросил их сделать то же, что сделал он. Все они достали ножи и порезали Маленького Ручья так, что тот умер. Таким образом Дикобраз-Медведь и те, кто вместе с ним принимали участие в избиении, были изгнаны из племени. Дикобраз-Медведь был устранен от должности вождя солдат собак, изгнан с родственниками из группы и из основного лагеря. Однако они со своими семьями стояли лагерем невдалеке от селения, может, в одной-двух милях от него.

И теперь уже Маленький Волк, вождь воинов тетив лука, принялся призывать различные воинские общества отомстить за убийство 42 тетив лука, и вскоре лагеря начали собираться вместе.

Когда O mis'sis (7) показались на виду у большого лагеря, где собрались шайенны, все в лагере оплакивали убитых кайовами, и никогда еще не было так много скорбящих. Все женщины сильно порезали свои ноги, и везде виднелис следы крови. Когда в лагере заметили приближающихся O mis'sis, сразу же был выслан навстречу им глашатай, чтобы передать просьбу остановиться и прекратить движение вперед. Несколько человек из основного лагеря подошли к ним, причитая и скорбя, и женщины из лагеря O mis'sis, сочувствуя им, тоже начали причитать и плакать. Потом все женщины O mis'sis двинулись к указанному месту в лагерном кругу, оставленному специально для них, а мужчины этого клана остались позади. Юноши надели свои боевые наряды и поскакали к вершине холма, имитируя атаку вражеского лагеря. А когда женщины поставили палатки и отпустили лошадей, O mis'sis начали "атаку" стреляя при этом в воздух. Они не бросились прямо в лагерный круг, а объехали его с одной стороны, поднялись на холм, где все члены солдатских групп выстроились по четверо и в таком порядке вступили в круг селения. Внутри они сделали полный круг, потом выехали за круг палаток и снова объехали лагерь. И наконец, вернулись в круг, спешились и разошлись по палаткам. Чуть позже к селению подъехали два человека и выкрикнули:" Немного позже сюда подойдет еще один клан, ждите его". Через два дня, в полдень, воины из этого вновь прибывшего лагеря симитировали атаку основного лагеря. Перед палатками они тоже свернули в сторону, и после этого новый лагерь приблизился и занял свое место в кругу. Это был клан Ma sihk'kota.

Теперь, когда все племя шайеннов собралось вместе, в центре лагерного круга был воздвигнут большой навес для воинских обществ. Воины собрались там, а те, кто потерял своих детей или родственников из тетив лука, пришли с лошадьми и другими подарками и протянули руки к воинам с просьбой сжалиться и помочь им. Кровь стекала по рукам и ногам женщин. На лицах воинов, к которым те тянули руки, тоже оставались красные следы. Один старик, Дыра-в-Спине /Wohko wi'pah/, оседлал коня и медленно поехал вокруг лагеря, четыре раза выкрикивая названия всех солдатских обществ, а также взывая к тем юношам, которые еще не присоединились к какому-либо обществу. Он говорил:" Все эти подарки принесены вам, воины, и вам, юноши, чтобы вы сжалились над этими несчастными".

Вождям была предоставлена возможность решить вопрос о предстоящих действиях, но они не смогли этого сделать. После этого то же самое было поручено воинам красным щитам, и те велели воинам всех групп готовить свои головные уборы, щиты и магические украшения в волосах к предстоящему бою. Они обратились ко всем воинам:" Посмотрите на людей, которые принесли вам все эти вещи, сжальтесь над ними". И теперь все сделали так, как велели красные щиты.

Приняв это решение, шайенны быстро покинули место прежней стоянки. У одной из групп все лошади были похищены, и один человек, Пухлый Чалый Конь, несколько раз обращал на это внимание соплеменников. Тем временем выпал глубокий снег, и во время передвижения шайеннам приходилось ступать след в след, чтобы было легче идти вперед. Многие кони исхудали, а некоторые даже сдохли от голода; лагерь был настолько большим, что воинам не удавалось добыть достаточного количества пищи, чтобы прокормить себя и семьи. Приближались голодные дни. Снег стал настолько глубоким, что передвижения не представлялись возможными.

Время шло, и уже близилась весна. И хотя на земле снег еще лежал, он уже был не настолько глубоким, чтобы препятствовать передвижению. Всю зиму люди не встречали бизонов, и вот теперь животные начали появляться небольшими стадами. С каждым днем их становилось все больше. Большой лагерь в поисках дичи в это время раскололся на группы. Прошло еще немного дней, и по разным группам поехали посыльные, чтобы снова собрать шайеннов в один большой лагерь.

Поговаривали, что кто-то спугнул бизонов, и те подошли к лагерю, а поэтому небольшой отряд юношей выслали на разведку, чтобы узнать, нет ли поблизости врагов. Один мужчина, у которого кайова убили сына, сказал:" Я не могу забыть своего сына, и мне хотелось бы пойти и посмотреть на него".

Когда все группы собрались, лагерь двинулся к югу в направлении Форт-Бент, чтобы там раздобыть ружья и боеприпасы у Компании Гудзонова Залива. Оттуда они направились вниз по Арканзас-ривер. В шести-семи милях выше Чото-Айленд на Арканзасе стояли лагерем арапахо, и шайенны спустились к ним и разбили свои палатки немного выше по течению. В селении арапахо был один человек, владеющий магической боевой палицей, за что его и прозвали E ku ko no hohwi', Плоская Боевая Палица. Поставив свои жилища, шайенны возвели в центре селения большую палатку, в которой держали совет. Там они договорились отправить гонцов к арапахо и просить всех их вождей прийти и поесть с ними. Когда эта весть достигла Плоской Боевой Палицы, он отправил вестника к шайеннам передать, что он хочет, чтобы его шайенские друзья пришли к нему, взяли и отнесли его через весь лагерь шайеннов к центральной палатке, где предстоит пир. Сделав это, шайенны оказали бы ему очень высокую честь.

Услышав эту просьбу, шайенские вожди назначили несколько воинов, те взяли строудинговое одеяло и направились к палатке Плоской Боевой Палицы. Там они разложили одеяло на земле, арапахо сел на него, и юноши, удерживая его за края, понесли через весь лагерь к большой центральной палатке. В пути они несколько раз клали его на землю и отдыхали, так как он был полный, тяжелый человек. Наконец они доставили его в палатку и усадили в задней ее части, на самом почетном месте. Все поели, и тогда Плоская Боевая Палица поднялся и сказал:" Мои друзья, я просил вас выполнить мою просьбу неспроста, у меня была причина так поступить. Я не вернусь с той тропы войны, на которую мы ступим. Свое тело я отдаю вам. Теперь я хочу, чтобы мне позволили поговорить со своими женами, потому что после этого я уже никогда не смогу разговарить с кем-либо".

Желтый Волк и некоторые другие шайенны выкрикнули в ответ:" Это хорошо, что ты так поступишь. Наш старый глашатай сообщит об этом всему лагерю". Большая Грудь (8), шайенн, тоже заявил, что он не вернется с этой тропы войны. Когда глашатай выкрикивал эту новость, Большая Грудь шагал впереди его по всему лагерю, держа в руке копье и распевая песню смерти. У Большой Груди была жена и двое маленьких детей, но он не пожалел их. Женщина-Понка, тогда девушка 20 лет, помнит песню Плоской Боевой Палицы, и она спела мне ее в 1908 году.

Во время совета Желтый Волк и другие вожди сказали арапахам: "Друзья, мы приняли решение, что не будем брать пленных. Эти люди убили много наших юношей, воинов тетив лука, и наше решение - живьем никого не брать".

От реки Арканзас они начали посылать разведчиков дабы выследить врагов. Толкающий Вперед (9) и Крючковатый Нос (10) первыми отправились на поиски неприятеля. Они пошли в южном направлении, но завернули слишком далеко на запад. И тем не менее, однажды, когда они лежали на холме и осматривали долину Вулф-крик, они заметили маленький военный отряд - двоих или троих воинов, которые шли вниз по ручью, вели лошадей и несли щиты и копья. "Там,- сказал Толкающий Вперед,- военный отряд возвращается в основной лагерь".

Когда кайова исчезли с поля зрения, разведчики вернулись в лагерь шайеннов, который они нашли на Крукед-крик, впадающий в р.Симаррон с севера. Услышав отчет этих двоих, вожди собрали в центре селения нескольких юношей, и среди них Смирного Коня, и велели им отправиться к югу, к Волчьему ручью, чтобы попытаться найти лагерь врагов. А тем временем основной лагерь шайеннов двинулся дальше на юг. Разведчики шли впереди и указывали места самых выгодных стоянок.

Смирный Конь спрашивал Толкающего Вперед о вероятном местонахождении вражеского лагеря, но его отряд слишком далеко повернул к западу. И все же однажды, поднявшись из лощины между Бобровым и Волчьими ручьями, они неожиданно увидели несколько охотников на бизонов, направляющихся по холму перед шайеннами. Это были кайова и команчи. Разведчики бросились в траву и вскоре, когда враги рассыпались по окрестностям, они сползли вниз к руслу ручья и спрятались в воде среди камышей. Кайова продолжали преследовать бизонов, и один из них на гнедом муле промчался совсем рядом с прячущимися. Мул был хорошо обучен и быстроногий, и когда кайова делал выстрел, он тут же нес всадника к животному. Бизон и охотник проскочили всего в нескольких ярдах от шайенских разведчиков, но человек в погоне за дичью не смотрел по сторонам. Если бы он сделал это, он непременно бы увидел разведчиков.

Шайенны ждали в укрытии, пока кайова не закончили разделывать свою добычу, после чего нагрузили мясо и отправились в лагерь. И только теперь шайенны осторожно поползли в траве, держась лощины. Оказавшись на безопасном расстоянии, они поднялись и побежали прочь. Но и теперь никто не знал, где находится лагерь кайова, они были уверены лишь в том, что он где-то поблизости.

Лагерь шайеннов тем временем расположился на Бивер-крик, и когда к нему подходили разведчики, Волчья Дорога шел впереди, так как он был предводителем. Он нес в руке волчью шкуру, которая всегда была с ним, тем самым подавая знак людям в лагере, что он что-то видел. Приближение разведчиков было замечено, и вожди уже собрались в центре круга, чтобы услышать отчет. Они пели, а несколько человек сносили в кучу бизоньи лепешки, рядом с которыми расположились вожди. Разведчики вбежали в селение, и когда вступили в круг, начали выть подобно волкам и поворачивать головы в разные стороны, словно высматривающие волки.

В лагерный круг они вступили змейкой, и люди в селении из всего этого поняли, что разведчики принесли какую-то весть. Воины одевали свои боевые одежды, доставали щиты и запрыгивали на боевых коней, так как были уверены, что пришли хорошие вести, и лагерь врагов обнаружен. Разведчики пробежали круг перед вождями и остановились. Сначала Волчья Дорога рассказал о том, что он видел, потом выступил Смирный Конь, а за ним - все остальные. После этого разведчики отошли в сторону, и молодые люди на конях со всего лагеря бросились в "атаку" к центру круга, при этом каждый пытался первым достичь кучи бизоньих лепешек и ударить по ней, как бы поражая врага. Лепешки представляли врага, и три человека могли засчитать на ней "ку".

Затем все наездники проехали вокруг вождей, которые в это время пели песню, после чего все разошлись.

Теперь весь лагерь готовился к атаке на врагов. Шайенны и арапахо стояли в этом селении все вместе в одном большом кругу, арапахо располагались в северо-восточной части круга. Глашатай оседлал своего коня и направился к южной части круга, а оттуда по всему лагерю, разнося весть о том, что сообщили разведчики. Он кричал, что селение выступит сегодня ночью. Это было время большого возбуждения - мужчины пели свои военные песни, раскрашивались сами и раскрашивали своих коней, закрепляли вещи и готовились к атаке. Палатки оставили стоять на месте, а женщины соорудили настилы, на которые положили часть вещей, чтобы волки и койоты не достали их и не погрызли. Этой ночью все шайенны выступили в направлении вражеского лагеря.

Тем временем днем накануне шайенского марша, как рассказывали впоследствии кайова, несколько их воинов вдали от лагеря, между Бивер-крик и Вулф-крик, осматривали Бобровый ручей в семи-восьми милях от своего лагеря, и один из них заметил вдали что-то белое. Он указал туда своим товарищам и добавил:" Что это там белое виднеется? Похоже, как будто несколько палаток и лошади возле них". Другие посмотрели, и кто-то ответил:"Нет, то, что ты увидел, всего лишь белые песчаные холмы на другой стороне Бивер-крик, а на этом берегу на холме стадо бизонов. Вот все, что ты видел". Тогда первый кайова сказал:" Но разве там не белые кони?" "Нет,- ответили другие,- это белеют песчаные холмы за бизонами, когда те движутся в сторону". Они еще какое-то время рассуждали об увиденном, и затем вернулись в свой лагерь. Вероятно, то что они видели, и было шайенским лагерем, который был разбит как раз в том месте, а вокруг паслись кони.

Всю ночь шайенны двигались на юг, по-прежнему не зная о точном месторасположении вражеского лагеря. Обеспокоенные возможностью неожиданной атаки, а ткаже опасаясь, что отряды юношей могут ускользнуть, чтобы первыми ринуться в лагерь врагов, вожди окружили колонну охраной из различных воинских обществ, так что никто не мог оставить племя незамеченным. Всю ночь напролет они шли вперед, изредка останавливаясь, чтобы отдохнуть. Мужчины были верхом, тогда как женщины шли пешком и вели за собой вьючных лошадей с травуа, на которых спали дети. Рассвет застал их все еще среди высокой прерии, и ручья не было видно. Как оказалось, они были слишком далеко к востоку, а значит, и ниже по течению от лагеря кайова.

В этот путь к Волчьему ручью шайенны и арапахо выступили вместе, но в темноте, когда никто не знал точно, где лагерь кайова, они в конце-концов разбились на два больших отряда и шли вперед независимо друг от друга.

Тем временем изгнанники, чей лагерь находился немного западнее основного лагеря, зная обо всем, что происходило у соплеменников, пошли вперед синхронно с основным отрядом и подошли к Волчьему ручью как раз напротив лагеря кайова. В утренних сумерках Дикобраз-Медведь, позже названный Хромым Шауни, заметил людей, которые поднимались на холм перед ним, мужчин и женщин, вышедших на охоту за бизонами. Он находился немного впереди своей группы, когда, оглянувшись с вершины холма, увидел их приближающихся к нему. Сразу же он призвал своих людей скрыться из виду, приказав:" Держитесь внизу. Держитесь внизу, чтобы вас не увидели. Я обману их". Его люди скрылись, а сам он, бросив с холма копье, начал разъезжать взад-вперед, делая знаки, будто видит бизонов. Кайова, заметив его, решили, что это кто-то из их лагеря, кто вышел раньше и обнаружид бизонов. Они направились к нему поскорее, все еще восседая на своих простых конях и ведя беговых рядом. Дикобраз-Медведь, не поворачиваясь лицом к врагам, продолжал пристально вглядываться в прерию, как будто наблюдал отдельных бизонов. Он стоял так до тех пор, пока кайова не приблизились настолько, что можно было расслышать их разговор.

Внизу в лощине за ним восседали на своих конях остальные шайенны, некоторые из них закрепляли щиты или накладывали стрелы на тетиву, а кто-то уже был готов к атаке. Вскоре Дикобраз-Медведь сказал им:" Приготовьтесь, они приближаются. Не дадим им время, чтобы они подготовились встретить нас".

Наконец, когда он уже отчетливо слышал их разговор, он спрыгнул с коня, схватил копье и, развернув лошадь, атаковал кайова, а все остальные шайенны последовали за ним. Кайова находились к тому времени так близко, что когда шайенны напали на них, они не смогли им ничего противопоставить. Не было времени ни сменить коней, ни даже вытащить луки из чехлов. Шайенны поражали их копьями, расстреливали одного за другим, пока не убили всех врагов. Лошадей они прихватили с собой. Единственный кайова со своей женой, кто был далеко позади, успел пересесть на скаковую лошадь и повернуть обратно, чтобы убраться подальше, но жена вдруг закричала:" Не оставляй меня!" и он повернул обратно, поскакал к ней, надеясь спасти ее, и там был убит. Дикобраз-Медведь в том бою порешил двенадцать человек, Крючковатый Нос - восьмерых, а всего было семь шайеннов и тридцать кайова, мужчин и женщин.

Таким образом, эти шайенны были удостоены чести засчитать первые "ку" в этой великой битве, но так как они были изгнаны из племени, чести этой лишились. И первым засчитал "ку" совсем другой человек, сражавшийся в основной битве часом или двумя позже. И все-таки о подвиге отряда Дикобраза-Медведя узнали впоследствии все в племени.

В это время вождями общества Кривых Копий, или Himo we yuhkis, были Целебная Вода (11), Маленький Старый Человек (12), и Белая Антилопа (13). Красные щиты находились вместе с основным отрядом с севера и востока, где позже Бродячий Койот убил женщину.

Хотя магические стрелы и бизонья шапка были в это время в отряде, атака на врагов состоялась, когда еще не совершили церемонию стрел, и поэтому сверхъестественная сила стрел не сработала. Этим шайенны и объясняли тот факт, что многие храбрые люди погибли в сражении с кайова.

Утром, около 10 часов, когда воины самой крайней с запада колонны шайеннов разъехались по окрестностям, они увидели вдали мужчину и женщину, выехавших на холм, и немедленно бросились в погоню. Бродячий Койот на черном скакуне, подаренном ему названным отцом Желтым волком, мчался во главе. Мужчиина и женщина кайова развернулись, чтобы ускакать прочь, и мужчина на быстром коне струсил и оставил жену, хотя она просила его подождать ее. Бродячий Койот настиг женщину, засчитал "ку" на ней и убил. Мужчину тоже догнали и убили.

После этого основная колонна спустилась притоком Вольего ручья вниз, оказавшись намного ниже по течению от лагеря кайова. И только отсюда, наконец, они увидели палатки на Волчьем ручье. Шайенны развернулись и атаковали нижнюю сторону селения кайова. Заметив каких-то людей на другой стороне ручья, многие пересекли его и там, на южном берегу, почти прямо напротив нижнего края селения, нашли нескольких женщин кайова, копающих коренья. Двенадцать из них они убили.

Перед тем, как переправиться через ручей, они настигли двоих воинов, которые ехали на одной лошади. Некий шайенн засчитал "ку" на этих двоих одним ударом и позвал второго шайенна, скачущего рядом с ним, подъехать и сбоку нанести удар двоим кайова, чтобы засчитать "ку" на них. Его друг попытался сделать это, но ударил только одного из них. Затем первый шайенн выстрелом из ружья, поразив обоих кайова навылет. Один свалился с коня тут же, а второй проехал немного, свесившись набок, и тоже упал. Эти два шайенна были родственники (14).

Те, кто остался на этой стороне ручья, атаковали селение кайова. Среди них находился и Смирный Конь, он был заметен, когда скакал в верхней части селения, где, объехав большой табун лошадей, погнал его в холмы. Он носил косы, завязанные в узел на лбу, и орлиное перо в волосах. Такой была старинная прическа воинов на поле боя.

Убив женщин на южном берегу ручья, Маленький Волк, Целебная Вода и те, кто были с ними, попытались пересечь обратно ручей и атаковать лагерь. В этом месте ручей был глубоким, а дно - илистым. Вдобавок и берег на той стороне, где стояло селение, был высоким. Кони двигались медленно в воде и никак не могли забраться на берег. Целебная Вода подъехал к обрыву, но конь не в силах был вынести его на берег, где как раз в это время стоял кайова в желтой рубахе. Целебная Вода протянул свое копье, чтобы засчитать "ку" на нем, но кайова ловко выхватил у него копье из рук и внимательно посмотрел на одежду Целебной Воды, на котором была железная рубаха. Он увидел место, куда можно ткнуть шайенна, и нанес удар в шею, рядом с ключицей. В это время Маленький Волк и другие засчитали "ку" на кайова, но тут множество кайова, команчей и апачей подъехали к тому месту, где стоял Желтая рубаха (15), и Целебная Вода, Маленький Волк и другие шайенны были вынуждены отступить обратно к южному берегу. Кайова бросились преследовать их, и там в течении какого-то времени шел горячий бой, в результате которого шесть шайеннов и арапахо были убиты. Теперь уже команчи атаковали, и шайенны вынуждены были отступить. Один воин задержался, и товарищи звали его поторопиться, но когда он повернулся, чтобы посмотреть назад, в это время команч выстрелил из лука прямо ему в лицо. Тот команч попытался сбить его с коня, но он подстегнул лошадь и спасся бегством. Первое имя этого человека было Магический Медведь (16). И вот уже враги везде оттеснили шайеннов назад, и та группа, что была на южном берегу, в конце-концов с трудом смогла переправиться через ручей к основному отряду. Воющий Волк в этом бою был ранен в грудь.

Вскоре после того, как Бродячий Койот засчитал свой первый "ку", был убит Серый Гром. Последнее, что он сказал, было:" Теперь я предоставлю людям шанс выбрать своим предводителем более энергичного человека. Они называют меня глупцом.". Большой отряд кайова и команчей атаковал их, проскакав сквозь ряды шайеннов и убив Серого Грома и Большую грудь. Позже пуля попала в челюсть Смирному Коню, кайова, подъехавший сзади, приложил дуло ружья прямо к голове Смирного Коя. Он был первым из вождей, кто погиб в этом бою. Потом погиб Седые Волосы (17), а затем один старик по имени Глухой Человек (18), он принадлежал к красным щитам и был у них прислужником. Эту должность обычно занимал очень известный человек, к советам прислужника почти всегда прислушивались члены военных обществ. Пересекая реку, был тяжело ранен Встающее Солнце (19). Он упал с коня, но потом поднялся и кое-как перебрался вброд, а когда достиг берега, упал замертво. Еще несколько других храбрых людей и воинов погибли в этом сражении.

На северном берегу шайенны и арапахо преследовали кайова прямо к верхней стороне лагеря, и там сражались за палатками. Когда бой был в самом разгаре, некоторые из женщин-кайова принялись копать укрытия и окопы в песчаных холмах, чтобы отражать нападение в случае, если шайенны овладеют всем лагерем. Другие женщины оседлали своих самых быстрых лошадей и уложили в седельные сумки самое ценное имущество на случай, если они будут вынуждены бежать. После этого кайова укрылись в окопах.

В одном из этих окопов был убит Дикобраз, сын изгнанника Дикобраза-Медведя, когда он прыгнул туда, совершив перед этим несколько великих подвигов и убив кого-то из врагов. В разгар атаки Два Вороны спрыгнул с коня и обратился к своим товарищам:" Прошу вас не следовать за мной. Отойдите в сторону, когда я буду сражаться". В последовавшей стычке этот известный человек был окружен и погиб, как подобает воину.

В середине битвы шайенские и арапахские женщины и дети поднялись на вершину холма, чтобы оглядеть поле боя и посмотреть, что там происходит. В это время несколько собак почуяли что-то в лощине и залаяли. Когда женщины бросились туда, из укрытия выскочила большая высокая женщина-кайова, закутанная в одеяло. Вдова Магической Змеи подбежала к ней и, поймав женщину-кайова за руки, выкрикнула:" Подойдите, помогите мне, она очень сильная". Несколько шайенских женщин подбежали и ножами убили ту женщину-кайова.

Когда в лагере кайова и команчей заметили женщин и детей, появившихся на холме, они еще больше испугались, потому что подумали, что это еще один отряд шайеннов, направляющийся атаковать их селение. Старик-глашатай кайова прокричал на весь лагерь, призывая женщин приготовить своих коней и держать путь вниз по течению ручья, если придется спасаться бегством. Там, на Саут-Канейдиан, находился еще один лагерь команчей, и те команчи, которые жили вместе с кайова, расчитывали бежать к своим родственникам на р.Канейдиан.

Желтая Рубаха, на котором уже три раза был засчитан "ку", теперь выступил сражаться верхом. Он держался очень храбро в сражении, и на нем еще три раза шайенны засчитали "ку". После этого он вернулся в лагерь, поменял коня и снова вступил в бой. Немного спустя кто-то выстрелил в него и, попав в бедро, сломал его. Желтая Рубаха свалился с коня, но, вооружившись луком и стрелами, готов был продолжать бой. И на том месте на нем более трех раз засчитали "ку", и в конце-концов убили.

Вождь команчей, который рано утром вышел из лагеря, чтобы поохотиться на бизонов, услышал шум битвы и стремглав кинулся обратно в лагерь. Там он оседлал боевого коня и бросился в бой, увлекая за собой многих команчей. Но во время сражения конь под ним был убит, и он вынужден был вернуться обратно в свой лагерь, чтобы взять другого коня. После этого он появился снова. кайова и часть команчей в этот момент сражались за своими палатками и за укрятиями, которые вырыли женщины, но когда подоспела вторая группа команчей, они все вместе бросились в атаку на шайеннов. Кривая Шея призвал своих людей:" Идемте, давайте отгоним их и отбросим от селения". Все шайенны вынуждены были развернуться и бежать прочь, а враги преследовали их, скача с вождем команчей во главе. Когда они отъехали достаточно далеко, Кривая Шея крикнул своим воинам:" Все, хватит, а сейчас поворачиваем обратно". И теперь уже шайенны развернулись и атаковали , а команчи и кайова отступили к своему лагерю. Творец Солнца, под которым был быстрый конь, почти настиг их и выстрелил из лука в спину вождю команчей.

Дальше Творец Солнца не упускал из виду этого вождя и проследил, как тот приблизился к лагерю, закачался на лошади, потом вдруг вытянул свои руки, пытаясь обнять за шею коня. Он видел, как вождь упал на землю, как к нему со всех сторон подбежали женщины. Позже, когда был заключен мир, команчи узнали того человека, который убил их вождя.

Битва у селения продолжалась до самого захода солнца, когда наконец старики не начали призывать прекратить бой, так как южные арапахо идут заключать мир. Шайенны отступили за речку и там обнаружили женщину, спрятавшуюся в плавнях. Она посчитала , что ее заметили, и вылезла из укрытия, а шайенны тут же застрелили ее. В тот день они никого не жалели.

Потом шайенны вместе с арапахо вернулись к своим женщинам и приготовились уходить прочь. Спустя какое-то время колонна выступила в направлении лагеря на Бивер-Крик. Но как только они двинулись в путь, все кайова сели на коней, выехали на гребень и стали наблюдать за шайеннами, держась на безопасном расстоянии. Один шайенн даже предупреждал:" Нам нужно быть настороже, они могут атаковать нас и попытаются разъединить лагерь".

Спустя два дня к лагерю кайова и команчей на волчьем ручье поднялся с низовьев лагерь оседжей, которые тогда были в мире с команчами и кайова. Оседжи пытались уговорить своих союзников пуститься в погоню за шайеннами атаковать их, но кайова, команчи и апачи ответили:" Нет, они ушли, и пусть уходят".

Светлая Женщина рассказывала, что после того, как Серый Гром был убит, за магическими стрелами присматривала его жена, она же несла их обратно к Арканзасу, где племя разбило лагерь в окрестностях Форта Бент. Там Хромой Знахарь из группы людей гребня временно стал присматривать за стрелами, но позже хранителем стрел был избран Каменный Лоб. И Серый Гром , и Каменный лоб оба были из людей аорты (20).

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
     

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

ГЛАВ. АЛЬМАНАХА