Этнография и антропология
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Церемонии и религиозные понятия шайенов

МАССАУМ.

Древнейшая священная церемония цисцистас (шайенов), которую разные информаторы соотносят либо с Противоположными, либо с обрядом животных, либо с земледельческим ритуалом. Наименование МАССАУМ происходит от шайенского слова massa'ne - "сумасшедший", членства общества Hohnuhkuh - Противоположных, их необычного лечебного метода и других фокусов. Церемонию МАССАУМ шайенам принес великий пророк ДУШИСТАЯ МАГИЯ, который первым провел ее на NOAHA-VOSE, священной МЕДВЕЖЬЕЙ ГОРЕ. Племенные группы цисцистас собираются летом на ежегодное проведение этого обряда, дабы обновить священный завет. Церемония, которая ритуально демонстрирует акт создания вселенной, проходит в течение пяти дней. Ритуальные элементы включают установку священной палатки, очищение в потельне, символического представления всех видов животных, ритуальную охоту, обучение охотничьим правилам и изображения дня и ночи. Религиозные действия каждый день сопровождаются священными песнями, ритуальным курением, символическим раскрашиванием, посвящением и молитвой. В церемонии принимают участие давшие обет, жрецы и ассистенты. Информаторы сообщают, что последнее проведение МАССАУМ среди северных шайенов было в 1911 г., а среди южных - в 1927. Среди причин, которые привели к исчезновению практики МАССАУМ, находятся резервации, оппозиция правительства и миссионеров к проведению туземных обрядов, а также истребление бизонов и других животных. Хранитель СВЯЩЕННЫХ СТРЕЛ, ПЕСЧАННЫЙ ЖУРАВЛЬ, был одним из жрецов, которые помогли провести эту церемонию в 1911 г.

МАХЕО

Согласно верованиям шайенов - создатель вселенной. Именно он через пророка ДУШИСТАЯ МАГИЯ дал на МЕДВЕЖЬЕЙ ГОРЕ, или Noahe-vose, шайенам СВЯЩЕННЫЕ СТРЕЛЫ и кодекс законов. На другой священной горе он дал ПРЯМЫМ РОГАМ, культурному герою сахтай, СВЯЩЕННУЮ БИЗОНЬЮ ШАПКУ. Смерть живет в мире с МАХЕО в Seana - стране мертвых. Надо сказать, что имя Создателя на шайенском языке произносится по разному, также как и перевод этого понятия на английский.

МЕДВЕЖЬЯ ГОРА

Шайенская и лакотская святыня. Находится возле Стерджиса, Южная Дакота, на восточном хребте Черных Холмов, которые американские индейцы считают священными. На протяжении тысячелетий, как лакота, так и шайены проводили в Черных Холмах свои наиболее важные религиозные отправления, включая поиск видений, предсказаний и Танец Солнца. Шайены назвали Медвежью Гору NOAHA-VOSE (другой вариант произношения Nowah'wus - это слово из лексикона цисцистас переводится как "место где люди были обучены") и считали ее своей святыней, поскольку именно на ней произошел контакт между Создателем и пророком ДУШИСТАЯ МАГИЯ. Лакота назвали ее Paha Wakan или Mato Paha и для многих поколений этого народа она была местом для молитв, постов, поиска видений и духовного вдохновения, где они выходили напрямую связь с Создателем.

Сегодня Медвежья Гора по-прежнему притягивает индейцев США и Канады, которые на протяжении круглого года приезжают для проведения церемоний, поиска видений. При этом флажки молящихся и подношения Великому Духу покрывают склоны горы. Расположена на юге национального парка Дакоты. Не так давно строительство туристического комплекса беспокоило спокойствие горы и теперь ее могут посещать 100 тысяч человек ежегодно. Туристы часто мешают индейским паломникам, которым нужно находится в тишине и уединении. Шоссе, места парковки машин и смотровые площадки превращают практику религиозных обрядов в спектакль. В 1982 г. министерство внутренних дел передало Черные Холмы на разработку угля и урана. Близко проживающие племена оформили требование запретить разработку и выступили против государственных учреждений, чья деятельность угрожала их праву на религиозные отправления в Черных Холмах и на Медвежьей Горе.

ИЗБРАННЫЕ ЖЕНЩИНЫ, или ТЕ, КОТОРЫЕ ИЗБРАНЫ

Женщины, которые состоят членами гильдии по изготовлению священных украшений из игл дикобраза для одежды и палаток, которые позже вышивали уже бисером. Каждая гильдия состояла в основном из святых женщин, которым принадлежала священная связка.

РИТУАЛ ПАЛАТКИ ДУХА

Священный ритуал, который может быть связан с Палаткой Духа Ноаха-восе, священной горы, где пророк ДУШИСТАЯ МАГИЯ прошел обучение у Создателя. Одна из нескольких форм, сохранившихся до наших дней, проводится жрецом или шаманом с целью вызова духов которые либо помогают в чем-либо, либо информируют о чем-либо. Напоминает практику Шаманов Трясущейся Палатки алгонкинской племенной группы или церемонию Ювипи лакота. Этот ритуал проводится либо независимо, либо как часть других церемоний, включая церемонию обновления СВЯЩЕННЫХ СТРЕЛ. Проводимая в палатке духа, обычно включает связывание шамана, исполнение священных песен, вызов духов, прибытие духов, развязывание шамана и общение с духами. Шаман не только получает ответы на важные жизненные вопросы, но также и пророчества.

СВЯЩЕННЫЕ СТРЕЛЫ

Одна из самых священных принадлежностей шайенов. Высшее Существо МАХЕО на священной горе Noaha-vose дало четыре стрелы великому пророку ДУШИСТАЯ МАГИЯ. Во время пребывания среди шайенов он дал им Священные Стрелы, а также дал законы и высказал пророчества. Священные Стрелы известны среди шайенов как Maahotse (еще Mahuts - производное от Maheo - Cоздателя). Кроме благословения народа и объединения его как шайенов, Священные Стрелы символизируют мужскую силу. Две из них - так называемые человеческие стрелы, а две других - бизоньи.

Описываемые как один из великих талисманов шайенов (другой - СВЯЩЕННАЯ БИЗОНЬЯ ШАПКА), они как бы являются живым воплощением духовной силы. В прошлом, когда Священные Стрелы и Священную Шапку брали в сражения, они, по рассказам, могли своей силой ослепить врагов. Одна из худших трагедий в истории шайенов - захват Священных Стрел скиди пауни примерно в 1830 г., когда хранителем был БЕЛЫЙ ГРОМ, с которой начался длинный период катастроф. Новые стрелы были сделаны при участии таких святых людей, как БУЗИНА и БЕШЕННЫЙ МУЛ.

Согласно учения ДУШИСТОЙ МАГИИ Стрелы обновляли всякий раз, когда народ болел или попадал в полосу неудач, церемонию обновления описывали как "важнейшим религиозным обрядом шайенов". Их так же обновляли, когда шайен убивал соплеменника. Люди верили, что убийство пачкало в крови Стрелы, в этом случае было необходимо обновление и восстановление единства народа. В прошлом, говорят шайены, эта церемония была точной копией того, чему научили ДУШИСТУЮ МАГИЮ на Noaha-vose, когда один из вождей Совета Сорока Четырех давал обет на ее проведение, но во время резервационного периода эта практика изменилась.

Всякий шайен, который сталкивался в своей жизни с большими трудностями имел право дать обет на проведение этой церемонии. Кроме духовной подготовки, давший обет собирал в одно место подношения, подарки и пищу. Согласно традиции он мог объявить о предстоящей (upcoming) церемонии обновления после первого весеннего грома. И до тех пор, пока в текущем году не завершали этот обряд, ни одна другая церемония не могла иметь места. Обширный ритуал, которому обычно следовали жрецы Священных Стрел, обычно включал четыре подготовительных дня и четыре дня непосредственного обновления.

Хранителями, которые выполняли свои обязанности в прошлом были КАМЕННЫЙ ЛОБ и ЧЕРНАЯ ЛОХМАТАЯ СОБАКА. Хранителями 20-го века были МАГИЧЕСКИЙ ЛОСЬ, ЭДВАРД КРАСНАЯ ШАПКА и ЛЫСЫЕ БЛИЗНЕЦЫ. Хранителю в его обязанностях помогала Женщина Хранителя Священных Стрел.

СВЯЩЕННАЯ ШАПКА

Священная Шапка - один из двух великих талисманов шайенов, второй после СВЯЩЕННЫХ СТРЕЛ. Является жизненным воплощением духовной силы. На языке шайенов обозначается словом Esevone, под которым также понимается стадо бизоних. Была принесена великим пророком и культурным героем сахтай Tomsivsi - Прямые Рога, которые в свою очередь получил ее от Верховного Существа МАХЕО на священной горе на севере. Когда две родственные группы объединились от сахтай шайены приобрели Священную Бизонью Шапку и церемонию Танца Солнца. Вместе с духовным подарком - Священной Шапкой, которая была сделана из скальпа с рогами бизонихи, народ получил благословение в обновлении и процветании.

В прошлом, когда Шапку и Стрелы брали в сражения, шайены верили, что их сила ослепляет врагов и защищает собственных воинов. В 1874 г. относительно Священной Шапки среди шайенов возник спор. Хранитель Полмедведя умер, а его сын, УГОЛЬ-МЕДВЕДЬ, в это время отсутствовал и Священная Шапка попала в руки временного хранителя, который отказался вернуть талисман УГОЛЬ-МЕДВЕДЮ, когда тот вернулся. В конце концов УГОЛЬ-МЕДВЕДЬ получил Священную Шапку, но она оказалась с большим повреждением. Шайены восприняли этот случай как ужасную трагедию народа и продолжением периода несчастий, который начался с утерей Священных Стрел в 1830 г.

Сын УГОЛЬ-МЕДВЕДЯ, ПЕСЧАНЫЙ ЖУРАВЛЬ, также стал хранителем, впрочем, как и его внучка ДЖОЗЕФИНА БЫСТРАЯ ГОЛОВА ХРОМАЯ, которая была определена на эту роль ДЖО МАЛЕНЬКИМ КОЙОТОМ. Сегодня Священная Шапка находится под наблюдением хранителя среди северных шайенов в Монтане, в чем ему помогает Женщина Священной Бизоньей Шапки, в ее обязанности входит перенос самой Шапки и ее палатки во время переездов.

ТАНЕЦ ИВЫ

Новое наименование, которое шайены дали ТАНЦУ СОЛНЦА во время миссионерского и правительственного запрета на традиционную религиозную практику. В 1907 г. четыре Старых Вождя и лидеры других племен встретились с представителями Бюро Индейский Отношений с целью отмены запрета на свободное религиозное поклонение. Они также просили разрешение на практику Танца Ивы. После того, как суперинтендант дал такое разрешение с условием не проводить "пытку", церемония стала отправляться на праздник Четвертого Июля. Тем не менее, в 1911 г. правительство вновь запретило Танец Ивы, также как и Танец Животных (МАССАУМ). Когда шайены пытались восстановить свои религиозные права, суперинтендант агентства взамен предложил провести сельскохозяйственную ярмарку. Во время запрета на проведение священных церемоний шайены ежегодно направляли петиции о восстановлении своих прав. Название Танец Ивы происходит от использования ивы для изготовления плетенок и других предметов церемонии.

ЦЕРЕМОНИЯ БИЗОНА

Церемония Бизона - священная лечебная церемония сахтай, одной из племенных групп, которая в прошлом присоединилась к шайенам. Первоначально использовалась для успешной охоты на бизонов, теперь же в основном применяется для лечения больных людей. Ее духовная и лечебная сила настолько же связана с Бизоньим Народом шайенов, насколько со СВЯЩЕННОЙ БИЗОНЬЕЙ ШАПКОЙ. В церемонии также присутствует идея обновления жизни и прочие составные ТАНЦА СОЛНЦА. Кроме жрецов в ней участвуют мужчины и женщины, которые представляют быков, коров и телят бизона.

К ее ритуальным элементам относится и обширная подготовка к сооружению церемониальной Бизоньей Потельни. В одном из описаний говорится, что сооружение этого священного объекта занимает почти полный день и включает в себя более 20 операций. Другими элементами церемонии являются мольба со СВЯЩЕННОЙ ТРУБКОЙ, совершение подношений, пение священных песен, а также раскраска участников и объектов обряда. Считается, что во время церемонии происходит очищение ее участников от скверны.

ЧЕТЫРЕ СВЯЩЕННЫХ СУЩЕСТВА

Согласно верованиям шайенов Четыре Священных Существа защищают вселенную с четырех направлений: юго-востока, юго-запада, северо-запада и северо-востока. Созданные МАХЕО, Верховным Существом, они наблюдают сверху, защищают и благославляют людей. На них молятся и совершают подношения так же, как это делают в отношении Священных Сил.

ХРАНИТЕЛИ СВЯЩЕННЫХ СТРЕЛ

БЕЛЫЙ ГРОМ (СЕРЫЙ ГРОМ, или РАСКРАШЕННЫЙ ГРОМ), 1763-1838.

Во время исполнения Белым Громом обязанностей хранителя Священных Стрел у шайенов произошла величайшая религиозная катастрофа. В 1830 г. во время битвы пауни захватили Священные Стрелы. Это печальное событие открыло длинный период неудач в жизни шайенов. Хотя БУЗИНА и БЕШЕННЫЙ МУЛ сделали новые стрелы под руководством хранителя, народ продолжал терпеть поражения. В 1835 г. Белый Гром отправился к скиди пауни со своей трубкой и без оружия. Он вместе с другими шайенами встретился с Большой Пятнистой Лошадью (другое имя Большой Орел), вождем пауни, который хранил у себя стрелы после их захвата. Во время этого визита они договорились о возвращении одной первоначальной Стрелы.

В 1837 г. Белый Гром пострадал от рук Тетив Лука или Солдат Собаки. Поскольку был объявлен обет заменить Священные Стрелы, ни один отряд не мог отправиться на войну до завершения церемонии. Нетерпеливые Тетивы Лука были возмущены тем, что соблюдение этого правила удерживает их на месте. Когда Белый Гром спокойно призвал к выдержке и отверг их требования, солдаты избили его плетками. Святой согласился выполнить церемонию но предупредил Тетив Лука, что они потерпят поражение. Вскоре примерно 42 члена этого общества погибла в стычке с Кайова и Команчами.

Белый Гром, погибший в 1838 г., был единственным хранителем Священных Стрел, который был убит врагами шайенов. Это случилось во время битвы с Кайова и Команчами и объяснялось следствием захвата Священных Стрел, после чего на племя обрушились несчастья. Семья святого включала его жену, Женщину Хвост и зятя Уильяма Бента, который основал форт Бента. Белый Гром не оставил приемника хранителя Священных Стрел. Его имя еще переводится как Гром Раскрашенный Белой Глиной.

КАМЕННЫЙ ЛОБ (HOHONAI'VIUHK' TANUHK), 1795-1876.

Уважаемый святой, который был хранителем Священных Стрел с 1849 до самой своей смерти в 1876. Каменный Лоб принадлежал к клану Ivistsi-nih'pah или Аорты и был выбран хранителем за свою экстраординарную магическую силу. Он был также известен как прославленный воин, который возглавлял военные отряды в походах за лошадьми. Но после того, как был выбран хранителем, стал жить в мире, поскольку этого требовал роль приближенного к Священным Стрелам. В период, когда он опекал Стрелы, жизнь и традиции шайенов все больше подвергались давлению извне за счет притока чужеродцев и Каменный Лоб принял на себя прочие руководящие роли, включая должность верховного вождя в 1951 г., когда он наряду с другими подписал Великий Договор на Хорс-крик. На переговорах присутствовали представители правительства США и других племен прерий. Соглашение подразумевало снабжение провизией на пограничных территориях, право на проезд, а также обязательства мира и дружбы. Когда шайены были осаждены солдатами, Каменный Лоб в конечном итоге пришел к выводу, что мир возможен будет только в случае изгнания пришельцев. Но был поставлен перед выбором, либо покинуть племенную территорию, либо быть заключенным в резервацию. В этот период Каменный Лоб разъезжает между группами северных и южных шайенов, благословляя народ присутствием Священных Стрел. Шайены рассказывают, что в одну из таких зимних поездок он превратил свой отряд в бизонов, чтобы скрыть его от преследовавших солдат.

Одно из пророчеств Каменного Лба касалось лейтенанта-полковника Джорджа Армстронга Кастера, о чем шайены вспомнили после битвы на Литтл Бигхорн. В 1869 г. Кастер выкурил трубку с хранителем Стрел Каменным Лбом в палатке Священных Стрел, дав обещание больше не сражаться с шайенами. Каменный Лоб спокойно объяснил ему на шайенском языке, что если он нарушит обещание его самого и его солдат ожидает смерть. Выбив пепел трубки на ботинки Кастера, он показал что Махео, Создатель, уничтожит его если тот пойдет против трубки.

Каменный Лоб умер в 1876 среди северных шайенов. Он умер не успев вырезать кремневым ножом на груди следующего хранителя, его сына ЧЕРНОЙ МОХНАТОЙ СОБАКИ, который был в отъезде, священных знаков и принести таким образом его тело в жертву Махео и священным силам, как то предписывал обычай. Вместе с его кончиной этот обычай прекратился. Каменный Лоб был также известен как Человек Который Ходит Носками Наружу, а также как Магическая Стрела. Кроме ЧЕРНОЙ МОХНАТОЙ СОБАКИ у него было еще два сына, Высокий Волк и Лисий Хвост.

ЧЕРНАЯ МОХНАТАЯ СОБАКА, 1823-1883.

Унаследовал должность хранителя СВЯЩЕННЫХ СТРЕЛ в 1876 г. от своего отца КАМЕННОГО ЛБА. Когда его отец неожиданно умер, Черная Мохнатая Собака был далеко от дома. Таким образом КАМЕННЫЙ ЛОБ не смог вырезать священные символы на коже своего сына, как того требовал обычай, как знак успешного выполнения роли хранителя и как спиритуальное принесение в жертву своего тела. Так этот обычай прекратил свое существование. Пока не вернулся ЧЕРНАЯ МОХНАТАЯ СОБАКА о Стрелах заботилась вдова КАМЕННОГО ЛБА. ЧЕРНАЯ МОХНАТАЯ СОБАКА и его жена были среди тех шайенов, которым в апреле 1875 г. удалось скрыться во время нападения американской армии на группу южных шайенов под предводительством Маленького Быка, находившихся на Саппа-крик, Канзас, когда они направлялись на территорию северной группы своего племени. ЧЕРНАЯ МОХНАТАЯ СОБАКА остался жив потому, что Стрелы охраняли его. После того, как они перешли к нему от матери, он и его жена присоединились к основной группе племени на севере. Преследуемые солдатами они взяли по две Священных Стрелы и пошли разными дорогами. Позже ЧЕРНАЯ МОХНАТАЯ СОБАКА настаивал на перемещении лагеря Тупого Ножа со стоянки на реке Паудер, но Последний Бык, предводитель общества Лисят, дал приказ членам своего общества оставить лагерь на месте. В результате силы генерала Рональда Маккензи 26 ноября атаковали лагерь. Хранитель Стрел первым увидел приближение врагов и поднял тревогу. Во время атаки он встал в том месте, где смог повернуть силу Стрел против солдат и их скаутов. Хранитель, его жена и другие оставшиеся в живых семьи достигли южных шайенов на Индейской Территории. Другое имя ЧЕРНОЙ МОХНАТОЙ СОБАКИ - Черная Мохнатая Овчарка.

ЛЫСЫЕ БЛИЗНЕЦЫ (СКАББИ), 1874-1964.

Был хранителем с 1936 по 1956. Происходит из южных шайенов, сын Рубаки Желтокожего Теленка. В 1945 г. носил Стрелы на Ноаха-восе, священную Медвежью Гору, помолиться в знак благодарности за окончание Второй Мировой Войны. Да этого, на протяжении многих лет, Стрелы не покидали южных шайенов. Позже, в 1948 и 1953, Близнецы вновь посещал северян для проведения церемоний. В 1956 г., по ряду причин, он решает передать Стрелы религиозным лидерам северян. Поскольку это решение было принято без участия военных обществ и вождей, его признали недействительным. Делегация, выбранная уважаемыми шайенскими лидерами, вернула СВЯЩЕННЫЕ СТРЕЛЫ на юг.

МАГИЧЕСКИЙ ЛОСЬ, ДЖЕЙМС (СЛЕПОЙ ВОЛК), 1907-1974.

Его родителями были северные шайены, мать - Мэри Птица-Медведь и отец - Магический Лось. В юности он принимал участие в священной церемонии МАССАУМ, как выяснилось позже, самая последняя среди южных шайенов Оклахомы. Магический Лось женится на женщине из своего клана и становится жрецом Палатки Магических Стрел. Когда уважаемые старейшины не смогли найти кандидатуры для нового хранителя, он сказал, что будет выполнять эту роль, пока таковой не будет найден. Его заслуга в том, что Стрелы не передали в музей, как поговаривали, что нашелся человек, который заботился о них на их истинном месте - среди шайенов. Магический Лось выполнял роль хранителя с 1962 по 1971 гг. В этот период он выполнил обет провести пост на Ноаха-восе, Медвежьей Горе. Его приемником стал ЭДВАРД КРАСНАЯ ШАПКА.

КРАСНАЯ ШАПКА, ЭДВАРД (СВЯЩЕННОЕ ЗНАМЯ, или ВЕСЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК)

1898-1982

Южный шайен, родился в 1898 г., мать - Идет В Середине, отец - Красная Шапка. В 1971 г. был выбран на самую святую должность среди шайенов, должность хранителя СВЯЩЕННЫХ СТРЕЛ. Красную Шапку очень уважали за то, что он хорошо разбирался в религиозных вопросах шайенов. Его семья имела право делать Голубое Небо - священный объект, который в церемонии обновления Стрел символизировал небеса. Будучи хранителем, Красная Шапка одобрил попытку Исследовательского Центра Северных Шайенов и Ассоциации Развития Человечества восстановить и сохранить традиции своего народа. Он также постился и молился на Ноаха-восе, священной Медвежьей Горе и выполнял свои обязанности хранителя. С 1971 г. до самой своей смерти 24 февраля 1982 г. он обучал религии шайенов писателя Карла Шлезера.

ХРАНИТЕЛИ СВЯЩЕННОЙ ШАПКИ

УГОЛЬ МЕДВЕДЬ, 1827(?)-1896.

Родился где-то между 1820 и 1830-ми гг., возможно в 1827, 1828 или 1836. Был сыном святого Полмедведя, из клана сахтай, хранителя Esevone, Священной Шапки, который был на этой должности до самой своей смерти в 1869 или 1870 г. Уголь Медведь и его брат Завернутые Волосы, оба принадлежавшие к обществу Лисенка, отсутствовали в момент смерти своего отца. Чувствуя приближение смерти и зная об отсутствии Уголь Медведя, Полмедведя обучил священным знаниям и способам обращения с Шапкой своего друга Разбитую Тарелку (Ворона Белый, Crow White) и его жену, Стоящую Женщину (Язык Мокасина или Ho'ko). После того как в 1974 или 1974 году Уголь Медведь возвратился домой, он собрал лошадей и другие подарки для временного хранителя, поскольку тот нес высокую ответственность заботясь о Шапке. Поскольку он был сахтай и сыном предыдущего хранителя Полмедведя, эта должность должна была перейти к нему. Когда Разбитая Тарелка отказался передать талисман, военные общества сообщили ему, что будет лучше, если он сдаст полномочия мирным путем. Поскольку он продолжал упорствовать, всеми уважаемые шайены забрали у него Esevone и передали святыню Уголь Медведю. Позже, во время церемонии было обнаружена, что один из рогов Esevone отсутствует, из связки исчезли и другие священные предметы. Стоящая Женщина изуродовала Священную Шапку, совершив акт, который вызвал продолжительный период опустошительных неудач. Несмотря на то, взамен исчезнувшего жрец сделал новый рог, Уголь Медведь и его народ продолжали терпеть несчастья. Разбитая Тарелка и его семья стали изгнанниками и согласно пророчеству пострадали больше всех.

Уголь Медведь служил хранителем в темный период истории своего народа. Несмотря на то, что шайены в 1876 г. выиграли битву на Литтл Бигхорн, другие столкновения с армией США закончились смертью многих шайенов и под угрозу сохранения была поставлена их собственная жизнь. После сдачи в плен в форте Робинсон, шайенам велели перебираться на Индейскую Территорию (нынешний штат Оклахома), Уголь Медведь и его жена отправились туда вместе со Священной Шапкой. Говорят, что хранитель вместе со святыней вернулся на свою северную родину в 1881 г. Разделяя все несчастья своего народа, Уголь Медведь кроме того потерпел личное поражение. Хотя в осквернении талисмана не было его вины, для хранителя он умер очень рано. Обычно они, охраняемые магической силой, жили долгой, здоровой жизнью. В палатке Священной Шапки Уголь Медведю помогали Кофе, так и не женившийся шайен, а также его жена. У хранителя было две жены, Счастливая Путешественница и Белая Женщина, а также 11 детей. Он умер в 1896 г, и был похоронен с помощью особого ритуала, который требовало его особое священное положение. Другие имена Уголь Медведя, Древесный Уголь Медведь и Черный Медведь.

ПЕСЧАНЫЙ ЖУРАВЛЬ, 1873-1950.

Его отцом был Уголь Медведь, а матерью - Счастливая Путешественница (согласно других источников - Утренняя Звезда или Женщина Кролик). Уголь Медведь был хранителем до самой своей смерти в 1896 г., это было позже, чем за 38 лет, как Песчаный Журавль принял эту роль. Хотя он был женат на женщине из племени арапахо, которая была против того, чтобы ее муж стал хранителем Esevone. Известна его преданность продолжать священный путь своего народа, он обучил сахтайскому Танцу Солнца нескольких молодых людей, которые позже стали уважаемыми жрецами этой церемонии. Результатом такой позиции и такого обучения было появление нового поколения религиозных лидеров, что давало уверенность в продолжении священных традиций. Песчаный Журавль также известен тем, что в 1911 г. помогал провести последнюю среди северных шайенов церемонию Массаум. Его рассказ о даре Священной Бизоньей Шапки (опубликован в книге Мэри Сандоз) и его варианты, был самым первым сообщением о пророке Прямые Рога. После смерти Песчаного Журавля в марте 1950 г, хранителем Esevone стал его брат Быстрая Голова.

ХРОМАЯ, ДЖОЗЕФИНА БЫСТРАЯ ГОЛОВА (СТОЯЩАЯ ВОЗЛЕ ОГНЯ), 1900-1980.

Хромая была из семьи хранителей, ее дедом был Уголь Медведь, а отцом - Быстрая Голова, которая обучила ее священному пути Священной Шапки и обязанностям жреца. После смерти ее отца в 1952 г. обязанности хранителя были предложены Джону Зубы. Когда он отказался от них, Священную Шапку передали в распоряжение Хромой. Предполагалось, что он будет временно выполнять эту должность, но продлилась до 1958 г. И он выполняла свои ежедневные обязанности по отношении к шапке с большой заботой и преданностью. В 1969 г., когда закончилась роль хранителя Джеймса Черного Волка, Esevone была вновь передана под заботу Хромой. Он вновь осталась на этой позиции до 1973 г., когда она попросила подыскать нового хранителя. Хромая умерла в 1980 г, ее преемником стал Джо Маленький Койот.

МАЛЕНЬКИЙ КОЙОТ, ДЖО (НОЧНОЙ БОЕЦ или НОЧНОЙ УБИЙЦА)

родился в 1940-х.

Хранитель Священной Шапки, предводитель и лидер военного общества Лисят. Маленький Койот был из семьи воинов и жрецов. Его прадедушкой был сахтай Белая Лягушка или Бахрома, который сражался с врагами своего народа и был жрецом церемоний МАССАУМ и ТАНЦА СОЛНЦА. Его прабабушка, тоже из сахтай, являлась племянницей хранителя Священной Шапки Уголь Медведя. Дед Маленького Койота, Генри Маленький Койот, был хранителем Esevone с 1959 по 1965. Его жена, Бренда Друг Медведя Маленький Койот, была также из семьи хранителя Esevone. Ее прадедушка, Черная Птица, занимал эту должность с 1920-х по 1930-е.

Весной 1973 г. военные общества северных шайенов выбрали Маленького Койота на должность хранителя Шапки, а Совет Вождей утвердил этот выбор. Чуть позже новый хранитель, который был преемником Хромой Джозефины Быстрая Голова, решил просить разрешения взять Священную Бизонью Шапку на Ноаха-восе (Медвежью Гору), для проведения церемонии обновления. После серии поручительств такое разрешение было дано и началась обширная подготовка. Таким образом после 1870 г. Шапка была впервые взята на священную гору.

После того, как Маленький Койот стал хранителем ему разрешили продолжить контакт с Исследовательским Центром Северных Шайенов и Ассоциацией Улучшения Человечества, организациями которые принимали усилия для сохранения и восстановления племенных традиций. Как первый исполнительный директор ассоциации, он делал все, чтобы эта работа продолжалась. За время короткого пребывания в роли хранителя (1973-74), он пытался найти магическую защиту для своего народа от современной угрозы, включая горные разработки традиционному священному образу жизни. Поскольку Маленький Койот получил образование в Гарварде, он стал нефтяным и газовым администратором северных шайенов.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЛИДЕРЫ

ПРЯМЫЕ РОГА (TOMASIVSI).

Второй после ДУШИСТОЙ МАГИИ великий культурный герой шайенов. Принадлежал к сахтай, отдельной алгонкинской группе, которая соединилась с шайенами в 1833 г. Во время великого голода он совершил паломничетсво на святую гору, которую идентифицируют как Черную Гору, пытаясь получить от духов помощь для своего страдающего от голода народа. Во время своего путешествия он был известен как под именами Стоящий На Земле и Шелестящий Маис. Сопровождаемый женщиной, Прямые Рога проделал долгий путь к священной горе, которая как говорят шайены, находится к северу от нынешнего Пайпстоуна, Миннесота. Они прошли подготовку у Махео, Создателя, которому помогали Гром и другие духи, и научились проводить церемонию Палатки Новой Жизни или Палатки Генератора (источника энергии), которая позже получила известность как ТАНЕЦ СОЛНЦА. Выполнение ритуала обновляло землю и давало великое благословление народу. Прямым Рогам также был дан великий талисман, СВЯЩЕННАЯ БИЗОНЬЯ ШАПКА, священный дар, символизирующий женское начало, второй по значимости после СВЯЩЕННЫХ СТРЕЛ у шайенов. После четырех лет духовной практики он возвратился домой и провел обновление земли, появилось множество бизонов и другой дичи, которую люди могли есть. Когда этот святой одевал СВЯЩЕННУЮ БИЗОНЬЮ ШАПКУ ее рога торчали вверх, поэтому его стали звать Tomsivsi или Прямые Рога. Перед тем, как уйти в другой мир, великий пророк обучил людей священным знаниям и предсказал то, что с ними произойдет в будущем.

ДУШИСТАЯ МАГИЯ.

Пророк и культурный герой шайенов. Предания гласят, что в жилище на НОАХА-ВОЗЕ, священной горе, он встретился с Создателем, ЧЕТЫРЬМЯ СВЯЩЕННЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ и Священной Энергией, прошел духовное обучение и получил дары - источник неиссякаемой энергии, познал священные законы, пророчества и церемонии. Самым священным даром, который Душистая Магия принес людям были СВЯЩЕННЫЕ СТРЕЛЫ. Пророк жил со своим народом очень долго, четыре жизни обычного человека, в течении года старея, а весной вновь становясь молодым. Он обучил шайенов множеству ритуалов, церемоний, способам поклонения и искусствам. Был самым первым хранителем СВЯЩЕННЫХ СТРЕЛ, организовал такие военные общества, как Лисята, Скребка Лосиного Рога и др., а также вождей или институт управления шайенов, называемый Советом Сорока Четырех. Перед смертью он собрал народ вокруг себя и пророчествовал о грядущих переменах. Другие имена Душистой Магии: Mut'si-i'u'iv -Пророк и Nizhevoss - Орлиное Гнездо, а также Стоящий Душистый Корень. Согласно традиции только жрецы, в течении четырех ночей, могли рассказывать о пророке. Жизнь и священное учение Душистой Магии были описаны в книге Питера Джона Пауэлла в 1982 г.

БЕШЕННЫЙ МУЛ, ? - 1889.

Всеми уважаемый святой и предводитель общества Бешенных Собак. Это был северный шайен, обладавшей большой магической силой. Вместе с БУЗИНОЙ был выбран шайенами для замены СВЯЩЕННЫХ СТРЕЛ, захваченных пауни в 1830 г. Бешенный Мул был также воином, который активно сражался с врагами шайенов. В 1865, а затем снова, в 1866, в битвах с войсками США он продемонстрировал свою пуленепробиваемую магию. После одной из этих битв он вынул из мокассина 27 вражеских пуль. Ни одна из них не повредила его. Бешенный Мул был также известен своей способностью убивать врагов одним только взглядом. Тем не менее, в 1867 г. возле форта Река Биг Хор он был легко ранен. Затем он в основном жил с южными индейцами на Индейской Территории (сегодняшняя Оклахома). Говорят, Бешенный Мул был в делегации, которая в 1873 г. посетила Вашингтон для переговоров с правительством. Уважаемы святой человек, лекарь и воин умер среди южных шайенов приблизительно в 1889 г.

БУЗИНА, 1795-1892.

Благославленный святой, воин и вождь. Сын Рога или Старого Рога, которого позже звали Слепой Бык, великого святого сахтай. Кроме тех священных знаний, которые он получил от своего отца, Бузина был обучен волками. Он также владел даром пророчества, как и способностью вызывать и общаться с духами. Как воин обладал пуленепробиваемой магической защитой. Как знаменитый святой был выбран одним из двух шайенов, которые должны были сделать новые СВЯЩЕННЫЕ СТРЕЛЫ взамен тех, что в 1830 г. захватили пауни. Его спиритически возможности были продемонстрированы в пророческом видении, когда он предупреждал о нападении солдат и демонстрации магических возможностей во время атаки полковника Рональда Маккензи в 1876 г. Шайены верили, что старческая слепота Бузины позволяет ему теснее общаться с миром духов. Что касается его роли лидера, то он был жрецом ТАНЦА СОЛНЦА, верховным вождем сахтай и вождем Совета Сорока Четырех. Оставаясь пророком, Бузина прожил до глубокой старости. Он умер приблизительно в 1892 г. недалеко от нынешнего Бирни, Монтана. Другие имена Бузины: Клен, Кленовое Дерево, Собака На Гряде, Собака На Холмах, Стоящая Собака и Старый Храбрый Волк.

БЕЛЫЙ БЫК (ЛЕД, или ГРАД), 1837-1921.

Всеми уважаемый святой, который на протяжении своей жизни был воином, вождем и скаутом. Его отец, Северная Левая Рука, говорят, был изгнан из племени на четыре года по обвинению руководителей военных обществ в убийстве соплеменника. В период изгнания он первоначально присоединился к апачам, а затем к арапахо, женившись и в том и в другом племени. Белый Бизон был сыном Северной Левой Руки и его жены арапахо. В юности его звали Лед, по имени, которое настолько же связано с его дедом, насколько с его способностью творить лед. В возрасте 15 лет он постился и молился в холмах с целью получить благословление духов. Был членом общества Бешенных Собак, но в 1858 г. был изгнан, что связано с провинностью одного из его родственников и присоединился к обществу Скребка Лосиного Рога, оставаясь в его рядах до конца своей военной деятельности. Примерно в 1860 г. он сделал для шайенского лидера Римского Носа военный головной убор, который защищал от пуль. Несколькими годами позже, в 1867, следуя указаниям духов, Белый Бык похоронил себя в яме под огромным камнем, блокирующим проход, а затем исчез из нее. Это событие получило известность как Чудо Льда, а имя Белый Бык он получил чуть позже.

Белый Бык присутствовал на Танце Солнца, когда святой ханкпапа лакота, Сидящий Бык, получил видение о предстоящем сражении на Литтл Бигхорн. Перед этой битвой сын Белого Быка - Шумноходящий и несколько других молодых людей, дали обет Танца Воинов Смертников или Танца Гибели. Эти молодые шайены и лакота все погибли во время сражения или последовавших за ним стычках, отдав жизнь, как и обещали, за свой народ. Белый Бык выжил в битвах 1876 г., а затем поступил на службу скаутом. Это решение объясняется печалью по погибшему сыну. Он стал первым шайеном, который поступил на службу генералу Нельсону А. Майлсу. Белый Бык сопровождал его во время похода против группы минниконжу лакота под предводительством Хромого Оленя.

Позже он вновь продемонстрировал свои магические силы. В 1908 г. во время Танца Солнца, чтобы помочь участникам потерявшим веру в себя, он сотворил градины. Кроме того Белого Быка знали как известного лекаря. Он умер 10 июля 1921 г.

ОАКЕРХАТЕР, ДЭВИД ПЕНДЛЕТОН (OKUHHATUH, ТВОРЯЩИЙ МАГИЮ, или СОЛНЕЧНЫЙ ТАНЦОР) 1844-1931.

Воин, художник и епископальный миссионер. Творящий Магию был офицером общества Тетивы Лука и сражался против оседжей, юта, ото и др. вражеских племен. Во время войны на Красной Реке в 1875 г. был взят в заложники армией США. Во время заключения в Форте Марион, что в Св. Августине, шт. Флорида, попал под "цивилизованное" влияние Ричарда Генри Пратта, офицера охранявшего заключенных. Еще до своего освобождения он стал протеже Реверенда Джона Бартлетта Уикса, епископального священника Париж Хилл, Нью Йорк. Уикс обучил Творящего Магию и Зотома, еще одного бывшего заложника, и еще до возвращения на Индейскую Территорию они стали миссионерами. Творящий Магию прибыл в дом Уикса для обучения 20 мая 1878 г., расходы на обучение были оплачены миссис Джердж Пендлетон. 6 октября 1878 г. он стал баптистом под именем Дэвид Пендлетон и чуть позже был утвержден им. Оакерхатер был посвящен в сан епископального дьякона в Сиракузах, Нью Йорк, 7 июня 1881 г. став "первым индейским священником". Затем он вернулся на Индейскую Территорию и принял участие в основании в агентстве шайенов епископальной миссии. Оакерхатер служил в Миссии Вихря Святого Семейства возле Уатонга, Оклахома и продолжал служить для своего народа в течении 50 лет. Он умер 30 августа 1931 г. В 1985 г. его имя Дэвида Пендлетона Оакерхатера было внесено в Календарь Епископальных Святых.

ЗАВЕРТЫВАЕТ СВОИ ВОЛОСЫ (CHEEZ-TAH-PAEZH), умер в 1887.

Из племени кроу. Магический Человек, в 1887 г. возглавивший демонстрацию против правительства. Летом этого года принимал участие в шайенском ТАНЦЕ СОЛНЦА, получив от шайенов магическую саблю, принял имя Носитель Сабли. Возвратившись домой он нашел среди соплеменников последователй, которые поверили в его магическую силу. Кроме того, что утверждал о своей неуязвимости к вражеским пулям и другому оружию, обещал возвращение кроу процветания. Недовольный нахальством правительства и правительственным агентом, он 30 сентября 1887 г. возглавил группу воинов против агенства кроу. Агент вызвал армейские подразделения и приказал арестовать Завертывает Свои Волосы, но тот удачно избегал ареста до следующего месяца. Но 5 ноября 1887 г. он был застрелен Носителем Огня, полицейским кроу. Информаторы кроу сообщают, что после его погребения над могилой появилось красное пламя. Иногда упоминается под именами Пророк, Обертывает Вверх Свой Хвост и различными вариантами Cheez-tah-paezh.

БЕЛЫЙ ЩИТ, ХАРВЕЙ (HISHKOWITS, ДИКОБРАЗ), 1867 - ?

Из южных шайенов, переводчик и учитель, родился на Индейской Территории в 1867 г. Старший сын Вождя Белого Щита получил образование в школе агенства за пять лет до того, как в 1881 г. был взят на работу в Индейскую Индустриальную Школу в Карлисле, Пенсильвания. Позже посещал (работал) другие школы: Форт Уэйни и Хановер в Индиане, Лоуренс в Канзасе. В 1893 г. стал ассистентом учителя в меннонитской миссионерской школе в Кантонменте, где проработал четыре года. Был также переводчиком миссии и главным ассистентом преподобного Родольфа Чарльза Петтера, меннонитского миссионера, специалиста по языку шайенов.

ОГНЕННЫЙ ВОЛК, ДЖОН, 1877-1966.

Жрец Бизона, инструктор Танца Солнца, член военного общества Лосиного Рога. Родился в 1877, мать - Желтая Женщина (также Женщина Белый Теленок Бизона), отец - вождь Черный Волк. Он происходил из сахтай - клана северных шайенов. Очень уважаемый шайенами как жрец, он был консультантом при одном из немногих открытий связки Священной Шапки в 1959 г. Вкладом Огненного Волка в религиозную жизнь шайенов можно считать его участие в написании отцом Питером Джоном Пауэллом книг "Душистая Магия" и "Народ Священной Горы". Он был информатором Пауэлла по поводу ранних упоминаний о магическом даре Священной Бизоньей Шапки и в других случаях. Умер в 1966 г.

ТАЙЛЕР (TYLER), ЛЕОНАРД, 1864-1913.

Южный шайен, распространявший в Монтане пейотизм, был также старшиной Реорганизованной Церкви Иисуса Христа Современных Святых. Сын вождя, Тайлер окончил (1880-1883) в Пенсильвании Карлисльскую (Carlisle) Индейскую Школу, Канзас. После чего работал фермером, скотоводом, бизнесменом. В 1902 г. получил известность как крупный землевладелец, получивший самый феноменальный успех в разведении скота по всему штату Оклахома. В 1884-1885 Тайлер обучился церемонии пейотля у кайова, позже включает в церемонию свой собственный очаг или луну. Позже был вождем, магическим человеком, а также апостолом пейотизма среди северных шайенов в Монтане. Бюро Индейских Отношений было информировано о его роли в религии пейоте, также, как миссионера и поставщика, из сообщений которые поступили из Оклахомы, Монтаны и Техаса. Тайлер продолжал практиковать пейотизм до самой своей смерти в 1913 г.

ДЕРЕВЯННАЯ НОГА, ДЖОН СТАРШИЙ (УТРЕННЯЯ ЗВЕЗДА), 1912-1981.

Президент Туземной Американской Церкви Северных Шайенов, руководитель традиционных церемоний, Вождь северных шайенов, президент племенного совета. Мать Деревянной Ноги - Фанни Волчий Голос, отец - Томас Деревянная Нога (также - Близнец). Его предки принадлежали как к сахтай, так и к цисцистас. Еще в молодости он стал членом Американской Туземной Церкви, а позже, проявив активность, стал играть одну из ведущих ролей. С 1946 по 1975 гг. был президентом этой Церкви. Будучи РОУДМЕНОМ пейотля, он выполнял множество других обязанностей. С 1955 по 1968 был президентом Племенного Совета северных шайенов, борясь с федеральной политикой опеки индейских земель. В 1962 г. также стал членом общества Вождей. Также участвовал в деятельности Northern Cheyenne Research, Human Development Association и Обществе Военных Танцев. Был также не раз избран в национальные департаменты, включая Комиссию президента Линдона Джексона по Сельской Бедноте. Как полевой работник участвовал в деятельности Бюро Индейских Отношений. В 1974 г. постился на Медвежьей Горе, в этот же раз была обновлена Священная Бизонья Шапка.

ПЕТТЕР, РОДОЛЬФ ЧАРЛЬЗ (1865-1947)

Миссионер менонит и лингвист шайенов. Родился 19 февраля 1865 г. в Швейцарии, близ озера Женева. С 1883 по 1889 посещал школу-миссию Базеля. Обучаясь военному делу, он встретил менонита Самюэля Гербера, посетил членов Джура Маунтин религии менонитов и был ознакомлен с миссионерской работой среди американских индейцев. В 1890 г. он прибыл в Нью Йорк вместе со своей женой Мари Гербер Петтер, чтобы вести миссионерскую работу под руководством Конференс Менонит Черч. Проведя год в колледже Оберлин, Огайо, чета Петтеров отправилась в Кантонмент, Оклахома, для работы среди Южных Шайенов. Начиная с момента прибытия в 1891 г. они изучают язык шайенов. В 1899 г., во время своего визита к северным шайенам он поразил их своим умением бегло разговаривать на языке шайенов, получив имя Шайено-Говорун (Sheyenne Talker). После смерти в 1910 своей жены Мари, он 28 ноября 1911 г. женился на другой меннонитской миссионерке, Берте Элизе Кинсинген (Петтер). В 1916 г, прожив среди южных шайенов 25 лет, он переехал в Монтану, начав работать с северными шайенами. Как специалист по шайенскому языку, Петтер изобрел систему письма выполнил ряд публикаций, включая "Англо-шайенский словарь" (1915), "Шайенская грамматика" (1952), "Воспоминания о последних годах службы в миссии среди северных шайенов" (n.d.). Он также полностью перевел на шайенский Новый Завет, частично Старый Завет, Пилгримс Прогресс и гимны. Результаты его работы в миссии были в основном опубликованы в "Меноните". Смерть Петтера 6 января 1947 г. прервала почти 55 летнюю исследовательскую работу среди народа шайенов. Меннонитскую миссионерскую церковь в резервации в Хромом Олене была переименована в его честь - Петтеро Мемориал Меннонит Черч. Коллекция Родольфа Петтера находится в колледже Бефел, шт.Канзас.

ПАУЭЛЛ, ПИТЕР ДЖОН (HO-HONAA-VE-AHTA-NEHE, КАМЕННЫЙ ЛОБ), род. 1928.

Усыновлен шайенами. Епископальный священник и историк шайенов. Пауэлл вырос в Филадельфии, где его отец возглавлял церковный приход и был армейским капеланом. В 1941 г, в возрасте 13 лет, когда его семья посещала резервацию Кроу Крик в Южной Дакоте, он имел беседу со старейшим лакота. Во время получения высшего образования, Пауэлл помогал сделать новый католог коллекции индейцев равнин Музея Университета Пенсильвании. После обучения философии в Рипон Коледже, он посещал семинары в Нашотах Хаус в Висконсине. В 1953 г. был назначен в церковь Св. Тимофи, Чикаго. Пауэлл начинает работать с городскими индейцами, многие из которых прибыли в город согласно программе переселения, спонсором которой было Бюро Индейских Отношений. В начале 1960-х он вышел на Индейский Центр Св. Августина, который вырос в крупнейшее индейское агентство в стране. В противоположность ранним миссионерам, Пауэлл видел свою роль в помощи коренными американцам сохранить свои культурные традиции, а не обращение в свою веру и отвращении от собственных верований. После получения одобрения шайенских лидеров на запись истории их народа, Пауэлл начал исследовать и писать, выполняя одновременно свои собственные обязанности. В 1969 г. он завершил двухтомную работу "Душистая Магия", в которой описан священный путь шайенов и жизнь пророка ДУШИСТАЯ МАГИЯ. Затем продолжил работу над шайенской тематикой в книге "Народ Священной Горы", которая в 1982 г. завоевала премию Эмерикан Бук Эвард в области истории. Кроме усыновления семьями северных и южных шайенов, Пауэлл был усыновлен лакота и кроу. Шайены дали ему имя Каменный Лоб, в честь одного из самых уважаемых хранителей. В качестве бесприцендентного исключения Пауэлл был допущен к участию в священных церемониях, кроме того, в 1962 г. он был избран одним из вождей северных шайенов. В 1973 г. он становится членом ассоциации Ньюберри Лайбрери, Чикаго. Членами семьи Пауэлла были его жена, Вирджиния, четверо сыновей и множество индейских родственников по линии усыновления.

The Encyclopedia of Native American Religions,
New York, 1992.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
     

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

ГЛАВ. АЛЬМАНАХА