Современность
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Рассел Минс- активист из племени оглала

Рассел Чарлз Минс родился в резервации Пайн-Ридж 10 ноября 1939 года и является старшим сыном Гарольда Минса, метиса из племени оглала, и Теодоры Минс, чистокровной дакотки-янктонай. Своей англосаксонской фамилией Рассел обязан прадеду Гэсу Минсу, мелкому чиновнику Бюро по Делам Индейцев.

Рассел Минс.1990 г.
Рассел Минс.1990 г.

Вскоре, после того, как разразилась Вторая мировая война, Гарольд Минс, по профессии сварщик и автомеханик, перебрался со своей семьей в Калифорнию, где он нашел работу неподалеку от Сан-Франциско.

Минс посещал школу при БДИ, а позднее обычную школу в Валежо (Калифорния). Минс был хорошим учеником, получавшим по английскому языку и истории оценки значительно выше средних. Он также был хорошим спортсменом и являлся активным членом организации американских бойскаутов. В возрасте 16 лет он перешел из смешанной в расовом отношении школы Валежо в школу Сан-Леандро, которая была почти сплошь "белая". Каждый день лицом к лицу сталкиваясь с барьером расовых предрассудков со стороны своих одноклассников, у Минса зарождалась обида и гнев на белое общество.

Позднее, возвратившись из Сан-Леандро в Сан-Франциско, Минс короткое время работал преподавателем танцев. А в 1964 году вместе со своим отцом и дядей принимал участие в неудачной попытке захватить остров Алькатрас.

С 1964 по 1968 год Минс скитался по всему Дальнему Западу, работая то ковбоем, то разнорабочим, а один раз даже в качестве служащего агентства по проблемам занятости населения. Во время этих странствий Минс пытался начать учебу в пяти колледжах, в том числе в Калифорнийском университете в Лос-Анжелесе и в Аризонском государственном университете, но нигде долго не задерживался.

В конце шестидесятых годов Минс принял работу, предложенную ему племенным советом в Роузбаде (Ю. Дакота), а несколько месяцев спустя обратился в БДИ с просьбой о переводе в Кливленд. Там он стал руководителем Кливлендского Центра американских индейцев, который существовал на субсидии Соединенных Штатов. На одном из семинаров, устроенных этим центром, Минс встретился с Деннисом Бэнксом, одним из основателей недавно образовавшейся организации Движение Американских Индейцев (ДАИ, или ЭЙМ).

Захваченный воинственным пылом организации, Минс основывает второе отделение ЭЙМ у себя в Кливленде. Позднее, в 1970 г., Минс принес общенациональную известность ЭЙМ, устроив демонстрацию и шумное столкновение с костюмированными пилигримами в Плимуте во время национального праздника США Дня Благодарения. Это событие, получившее самое широкое освещение по телевидению, сделало Минса национальным героем для инакомыслящих индейцев и симпатизирующих им белых либералов. Минс надеялся, что такие шумные политические акции привлекут внимание общественности к положению индейцев. "Мы не хотим гражданских прав белого человека, - говорил Минс. - Мы добиваемся наших собственных суверенных прав... Всеми нашими действиями мы должны задеть за живое каждого человека. Мы наконец поняли, что только нарушив покой в мире белого человека, мы будем услышаны."

В феврале 1972 года разгневанный Минс возглавил протест 1300 индейцев, направившихся в Гордон (штат Небраска), чтобы заявить свой решительный протест против убийства их соплеменника Раймонда Желтого Грома.

В это время Минс продолжает работу в качестве директора Индейского центра. Он возвращается на родину в Южную Дакоту лишь в середине 1972 года.

Минс принимал активное участие в Походе Нарушенных Договоров и был одним из его руководителей. "Те из нас, кто покрыл свои лица боевой раскраской, дали клятву умереть за идею, в которую мы верим, - говорил Минс репортерам во время этого похода. - Мы, индейцы, никогда не боялись умереть, потому что мы знаем, чего хотим." Хотя участники Похода Нарушенных Договоров были заклеймены консервативными племенными лидерами как "ренегаты" и "маоисты", они завоевали себе поддержку со стороны таких разнородных политических деятелей, как Стокли Кармайкла, воинственного лидера черных, доктора Бенджамин Спока, активиста антивоенного движения, и Реверанта Карла Макинтайра, представителя правого крыла сторонников продолжения войны во Въетнаме.

Некоторое время спустя Минс возвратился в Пайн Ридж для участия в собрании Ассоциации Землевладельцев Сиу, членом которой он являлся. Однако Дик Уилсон, президент племенного совета оглала, добился судебного предписания, запрещавшего Минсу и другим членам ЭЙМ выступать с речами или проводить собрания в резервации.

Между тем, Минс возглавил демонстрацию протеста индейцев в г. Кастер против убийства расистами индейца оглала Уэсли Быка С Плохим Сердцем. Несколько недель спустя, вожди и старейшины племени и организация "За гражданские права оглала" попросили поддержки Минса для привлечения к судебной ответственности самого Дика Уилсона за многочисленные злоупотребления своим служебным положением. После краткой встречи с Уилсоном, которая ничего не дала, Минс был жестоко избит за свою политическую деятельность подручными президента племенного совета.

И вот, на следующий день, 27 февраля 1973 года, Минс и около двухсот его сторонников, вооружившись охотничьими ружьями, пистолетами и автоматами, захватили поселок Вундед Ни, заявив, что они утверждают традиционное племенное правление, независимое от марионеточного правительства Пайн Риджа. Индейцы потребовали расследования Сенатом злоупотреблений со стороны БДИ и 371 нарушенных правительством договоров, некогда заключенных с индейскими племенами, а также смещения Дика Уилсона с поста президента племенного совета. "У правительства два выбора, - заявил Минс, - либо атаковать и уничтожить нас, как это было в 1890 году, либо рассмотреть наши умеренные требования." ("Ньюсуик", 18 марта 1973 г.)

Консервативные индейцы, подстрекаемые Диком Уилсоном, повели атаки на повстанцев и ЭЙМ, обвиняя Минса в том, что он - орудие коммунистов, а его последователи - "клоуны и идиоты", которых следует привлечь по всей строгости закона.

Восстание окончилось 8 мая 1973 года, когда оставшиеся в поселке 120 индейцев сложили оружие, поверив правительственным обещаниям улучшить положение коренных жителей.

В январе 1974 года состоялись перевыборы нового председателя племенного совета. Минс выдвинул свою кандидатуру в противовес марионетке Уилсону и собрал голоса 1500 индейцев. Дик Уилсон, опять прибегнув к мошенничеству, запугиванию и шантажу, провалил кандидатуру Минса. Несмотря на это, после окончания выборов Минс сказал: "Пресса все время твердила, что в Вундед Ни мы были бандой отщепенцев... 1500 голосов, собранных даже на этих сфальсифицированных выборах, поддержали и оправдали ЭЙМ в резервации Пайн Ридж."

Когда над индейскими лидерами, возглавившими выступление в Вундед Ни, устроили суд, Минс, облаченный в индейскую одежду, выступил на нем с яркой речью. Хотя суд запретил Минсу и его защите основывать свое дело на договоре 1868 года (договор о мире и дружбе, подписанный в форте Ларами), защита все время пыталась представить правительство США истинным виновником происшедшего. Судебное разбирательство длилось 4 месяца. Шесть юристов защиты, возглавляемые Марком Лейном и Уильямом Канстлером, подвергли очень тщательному перекрестному допросу правительственных свидетелей, выступавших с показаниями. Упорство защиты было вознаграждено обнаружившимися свидетельствами незаконного прослушивания телефонных разговоров агентами ФБР, фальшивых показаний и других нарушений со стороны правительства. 16 сентября 1974 года судья Фред Никол снял обвинения с Минса. С этого времени на Минса неоднократно совершались покушения. Его брат Тед говорит: "Рассел очень важное лицо, вот почему все эти акции направлены против него. Это говорит о том, что Минс - подлинный лидер."

Рассел Минс - личность, производящая сильное впечатление: ростом более 6 футов, с красивым лицом, будто бы высеченным из скалы, темными глазами и длинными черными волосами, обычно заплетенными в косы. Минс часто надевает традиционный индейский наряд и носит украшения.

Несколько лет тому назад он добровольно подверг себя ритуальному самоистязанию во время традиционной Пляски Солнца. Этот эпизод был заснят репортерами компании Эн-Би-Си и включен в фильм "Великий Американский Запад", который транслировался по телевидению как часть праздничной программы, посвященной 200-летию американской революции.

В конце 50-х гг. Минс женился на индеанке в Лос-Анжелесе. Вскоре после рождения их второго ребенка они разошлись. Другой брак с женщиной хопи, от которого Минс имел двоих детей, также окончился разводом.

Минс часто путешествует по стране с лекциями. Постоянное его местожительство - в Пайн Ридже.

"Current Biography", New York, vol. 39, №1, pp. 33-36.

От редактора.

В настоящее время Минс отошел от активного движения в защиту прав коренного населения Америки. Да и сама организация Движение Американских Индейцев во второй половине 80-х отказалась от радикальных и насильственных методов борьбы, после того как большая часть ее лидеров и активистов были уничтожены и репрессированы. Рассел Минс в 1992 г. снялся в историческом фильме "Последний из могикан", в котором довольно успешно сыграл роль Чингачгука. Минс эпизодически подрабатывает на съемках кинокомедий, вестернов и боевиков, где мелькает в незначительных ролях. В 1993 году бывший лидер ЭЙМ попробовал себя и на музыкальном поприще, выпустив CD "Electric Warriors" ("Электрический Воин") в стиле "рэп". Лучше бы не пробовал вообще... (Как говорится, "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не маялось".) Предлагаем вашему вниманию следующий ниже материал, который наиболее ярко отражает духовный мир индейского традиционалиста, радикального активиста и борца за права индейского населения Америки, каковым Рассел Минс для большинства из нас запомнился со времен Вундед Ни 1973 года.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
     

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

ГЛАВ. АЛЬМАНАХА