Традиции
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

"Всем моим сородичам..."


 

От редактора.
Эта статья в оригинале является комментарием к книге Ричарда Эрдоза "Плач о мечте: мир глазами коренных американцев". Мы приводим ее здесь без сокращений. Как нам кажется, она в равной мере может служить послесловием к публикуемым нами главам из книги Хромого Оленя и Ричарда Эрдоза "Хромой Олень - искатель видений".

 

 

Я благодарю всех индейских друзей - и тех, кто жив, и тех, кто уже ушел в мир духов, - за то мимолетное знакомство с их мудростью и мыслями, которое стало для меня возможным.

Все обряды сиу оканчиваются словами "митакуйе ойясин" ("всем моим сородичам"), подразумевающими каждого человека, живущего на этой земле, каждое растение и животное - вплоть до мельчайшего цветка и крошечного насекомого.

Отношение индейцев к Земле, ветрам и животным сокровенно и сугубо лично, оно неразрывно связано с их священными верованиями. Это отношение создается окружающей их природой: холмами и деревьями вокруг них, прерией и пустыней, по которой они ходят. Оно проистекает из их породненного с природой языка и вековых преданий, передаваемых из поколения в поколение.

Около пятнадцати лет назад вместе со своим другом, шаманом племени сиу Хромым Оленем, я участвовал в дискуссии по индейской религии. Один из участников, миссионер-священник, повернулся к Хромому Оленю и сказал: "Вождь, я чту ваши верования. Моя церковь построена в форме типи, ризы мои вышиты бисером, Священная Трубка висит у меня на стене рядом с крестом. Я участвую в индейских обрядах. Поверьте: понятия "Великий Дух" и "Бог" идентичны. Душистая Магия - это тот же Христос. Трубка и крест - это одно и то же. Нет существенной разницы между вашей и моей религиями".

Хромой Олень взглянул на миссионера и, чуть помедлив, произнес: "Отец, а наделены ли душой животные в вашей религии?"

Священник, слегка смутившись, ответил с улыбкой: "Вождь, вы меня озадачили!"

В другой раз мой друг имел беседу с довольно воинственно настроенной леди, которая язвительно заметила, обратившись к нему: "Хромой Олень, вы утверждаете, что разговариваете с животными. Будет вам! На дворе двадцатый век. Не морочьте мне голову!"

Хромой Олень усмехнулся: "Леди, в вашей Доброй Книге женщина беседует со змеей, а я разговариваю с орлами!"

Другой индеец говорил мне: "У нас, индейцев и чернокожих, общая проблема: мы живем под властью белого человека, но есть одна существенная разница - они хотят влиться в белое общество, мы же хотим выйти из него!"

Взгляд индейца на мир в корне отличен от взгляда его белого собрата-американца. Существует время белого человека и индейское время - время лунное и орбитальное. Индеец приобретает известность, раздавая свое имущество, для белого же общественный статус определяется размерами накопленного состояния. Среди белых верующим считается тот, кто уделяет пару часов посещению церкви по воскресным дням. Коренные американцы живут своей религией двадцать четыре часа в сутки, "священной поступью шагая". Принимая пищу, лакота всегда откладывает кусочек для духов своих покойных друзей. "Даже занимаясь любовью с женщиной, - сказал однажды Хромой Олень, - вы совершаете некое священное действо". Он, как и многие другие традиционалисты, убежден, что символом индейца является круг, белого же человека - прямоугольник.

"Мы объединены в Священном Обруче - люди, четвероногие, живые зеленые существа, - говорит Вороний Пес, духовный наставник из племени лакота. - Орбиты внутри орбит, круги внутри кругов - от Великого Обруча вселенной, которая зоны назад породила сама себя вспышкой собственного воображения, до кругов крови, циркулирующей в нашем теле. Круглы Вселенная и Земля. Форму круга имеет лагерь и типи с образующими круг внутри него людьми. Живой обруч образуют участники Пляски Духов: взявшись за руки, они кружатся, кружатся, кружатся до тех пор, пока не упадут в обморок".

"Вашичу (белый человек) сплошь прямоуголен, - добавил Хромой Олень. - Прямоугольны дом его и комнаты в нем. Прямоугольна Зеленая Лягушачья Кожа - его долларовая банкнота. Прямоуголен его разум - в нем острые углы."

"Мы считаем, что некоторые вещи, на которые белый человек смотрит как на неодушевленные, на самом деле исполнены жизни, - объясняла как-то Дженни Влекущее Облако, сиу из Роузбада. - Мы считаем, что некоторые камни и деревья наделены жизнью и душой. Утренняя Звезда однажды вступил в близость с земной девой".

"Священная Трубка оживает, - говорит Уоллес Черный Лось, - когда мы воскуриваем ее: плоть, кровь и разум индейца".

Рука об руку с подобными концепциями шествует представление индейца о "силе". "Когда я держал трубку Девы-Бизонихи, - рассказывал Вороний Пес, - я ощущал в руках движения, чувствовал ее Силу, поступающую в мои вены".

Сила пребывает в камне, в облачке пыли, поднятом сусликом, во взмахе орлиного крыла, в струйке дыма, медленно поднимающейся из чашечки трубки, в пучке ароматной травы... "Я лишь окурил тебя дымом кедра и обмахнул орлиным крылом, - сказал мне однажды Хромой Олень, - тем самым дав тебе немного своей силы, которая поможет в создании нашей книги".

Дед мог передать свою силу внуку, восприимчивому к духовным знаниям. Человек, познавший тайны колдовства, мог отнять силу у любого, кто ею злоупотребляет. По словам Хромого Оленя: "Силою наделен дикий бизон. Выведенные белым человеком "ангусы" и "голштины" [Породы крупного рогатого скота мясного и молочного направлений, - прим. пер-ка] ее лишены".

Особое отношение индейца к природе находит выражение в туземном языке. К Великому Духу обращаются как к Тункашила - Дедушке. Небо - это Отец, Земля - Унчи, Бабушка, чьи волосы недопустимо отсекать топором или серпом, а тело ранить лопатой или плугом. Бизон приходится человеку братом. Белая Бизониха, культурная героиня лакота, принесшая племенам Священную Трубку и наставившая их на путь праведной жизни, предстает впервые в образе прекрасной женщины в сверкающем одеянии из оленьей кожи, которая, покидая людей, превращается в теленка белого бизона. Священное растение, употребляемое в сакральных целях членами Туземной Американской Церкви, почитают как Дедушку Пейоте. К Священному Шесту Пляски Солнца обращаются не иначе как к воину. Его "берут в плен". "Пленившие" шест "считают на нем ку"[Считать ку - означает: умножать свои подвиги прикосновением к чему-либо, - прим. пер-ка.] Люди молятся ему и прославляют его песнями. Имя, полученное человеком во время первого поиска видений, обычно представляет собою название животного, растения или явления природы... Белый Ястреб, Кедр или Желтый Гром.

Связь человечества с живой вселенной распространяется далеко за пределы Земли. Очень старые люди, которым в пору своего детства довелось услышать истории участников Пляски Духов 1890 года, пересказали их своим детям и внукам. Многие из этих рассказчиков описывают о том, как танцор впадал в транс, умирал, а потом снова воскресал. Приходя в себя, мужчины и женщины рассказывали о том, как побывали на Луне или на Утренней Звезде, вернувшись назад со "Звездной Плотью" в стиснутых кулаках - плотью планет, превратившейся в странные камни. Эти сувениры из другого мира, заботливо хранимые в семьях некоторых традиционалистов, в эпоху американского лунохода были извлечены на свет (некоторые - из магических укладок); владельцы их уверяли, что это Лунные камни. Как сказал старый Глупый Буйвол: "Мы побывали на Луне задолго до вашичу, и нам не нужны были ракеты, чтобы попасть туда".

"Не причиняйте вреда деревьям, морям и земле", - молятся люди во время собраний пейотистов. Коренные американцы глубоко обеспокоены разрушением окружающей среды, загрязненными потоками, кислотными дождями и отравленным воздухом. Как поведал однажды Томас Баньякья, представитель нации хопи, пророчество этого народа предрекает вероятный конец поруганного и разграбленного мира, "когда на востоке взойдет черное солнце и хопи отправятся к Дому Из Слюды". Во время похода к штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, куда хопи отправились с вестью о грядущей земной катастрофе, их путь пролегал через г. Гэри, штат Индиана, где им довелось наблюдать восход солнца, затемненный копотью и смогом промышленного города. Прибыв в Нью-Йорк и увидав здание Организации Объединенных Наций, хопи признали в нем "Дом Из Слюды", упомянутый в их пророчествах. Аналогичные предсказания о времени, когда произойдет смена нашего мира другим, более достойным, если населяющие Землю люди не прекратят небрежного к ней отношения, существуют у многих племен от Месоамерики до Арктики на севере. Некоторые традиционалисты - мужчины и женщины - предостерегают: "Белый человек, осторожно, не оступись!"...

Цель этой книги показать этот мир таким, каким он предстает глазам индейца: священным и нечестивым, добрым и скверным, удивительным и скучным, полным предметов одушевленных, а также неодушевленных, которые, если пристальнее к ним присмотреться, могут оказаться не такими уж безжизненными. Книга подчеркивает разницу в жизненной философии двух миров, живущих вперемешку на этом Континенте Черепахи...

Говоря словами одного из святых людей лакота:

Есть слово, подразумевающее "Всех моих сородичей".
Да будем живы этим словом.
Мы в родстве со всем сущим.
Мы все еще здесь!
Да будем живы!
 Митакуйе Ойясин.


 

"Я всегда танцевал Пляску Орла. Я умел танцевать так, что люди забывали о том, что я человек, и думали, что перед ними уанбли - орел. Так я двигался, подражая ему - медленно, настороженно поднимая голову. Когда я исполнял эту пляску, я ощущал связь со всем священным. Я чувствую, что я орел, и пока я танцую, я - орел."

Генри Вороний Пес, 1981 г.

Erdoes R., Crying For A Dream. Santa Fe, 1989.

Перевод Беляева В.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
     

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

ГЛАВ. АЛЬМАНАХА